Высокоскоростное движение на железных дорогах мира: Тематическая подборка статтей, страница 15

Высокоскоростная линия Мадрид-Сарагоса-Лерида (Испания).

13/2004, ЗЖТ , Railvolution, 2003, v.3, № 4, p.42-43

С 7 октября 2003 г. на линии Мадрид - Лерида в пробной эксплуатации находится новый высокоскоростной поезд AVE, оборудованный как испанской системой управления движением ASFA, так и европейской автоматической системой управления движением поездов ERTMS. Расстояние в 456 км между двумя городами было преодолено новым поездом со скоростью 172 км/ч за 2 ч 38 мин. За два дня октября объем предварительной продажи билетов на данном маршруте превысил 14 тыс. Ранее на этом направлении, связывающем Мадрид с Сарагосой, Памплоной, Логроньо, Леридой и Барселоной, на обычные поезда дальнего следования в среднем продавалось от 800 до 1000 билетов в день. С пуском нового поезда ежедневный объём продаж возрос вдвое, а в перспективе ожидается, что количество заказных билетов составит 3000/сутки. Через несколько дней количество предварительно заказанных билетов уже достигло 30240. В день отправления поезда AVE 3400 человек купили на него билеты и места в поезде уже были заполнены более чем на половину, что для эксплуатационной компании "Испанские железные дороги" (ИЖД) является большим достижением. В ближайшие месяцы помимо завершения внедрения системы ERTMS второго уровня должен быть решен вопрос с обеспечением пассажиров поездов AVE услугами высококачественной мобильной телефонной связи. Значительная часть линии Мадрид - Лерида проходит через отдаленные от крупных центров малообжитые территории в зоне неустойчивого приема мобильной связи. Поэтому компания GIF предполагает оснастить эту линию инфраструктурой мобильной связи и получить права оператора телефонной связи, пользующегося услугами таких известных в стране компаний-провайдеров мобильной связи, как Amena, Vodafone и Movistar. Помимо этого персонал поездных бригад получит возможность осуществлять контакты с центрами управления движением в формате GSM-R. За получение права доступа на железнодорожную сеть Испанские железные дороги выплачивают компании - распорядителю инфраструктуры GIF взносы. Размер взносов составляет 0,10 евро/км за каждый поезд, обращающийся на сети, 200 евро за проход через пункт изменения ширины колеи (в Сарагосе и Лериде). За каждый мегаватт используемой энергии ИЖД платят GIF 71,05 евро, а за каждого пассажира, пользующегося железнодорожной станцией от 0,08 до 0,76 евро  в зависимости от типа поезда. Пассажирские тарифы (из расчета на 1 км) по маршруту Мадрид - Лерида при том, что поезда следуют с более низкой маршрутной скоростью, несколько выше, чем на высокоскоростной линии Мадрид - Севилья, открытой в 1992 г. В настоящее время стоимость туристической поездки в оба конца на линии Мадрид - Барселона составляет 94,40 евро. По коммерческим соображениям тарифы будут повышены, как только поезда AVE будут полностью оборудованы системой ERTMS второго уровня сложности и скорость движения превысит барьер 300 км/ч. Однако Министерство по инфраструктуре намерено еще раз вернуться к вопросу о снижении тарифов для пассажиров, постоянно пользующихся этим маршрутом, как только "региональные" скоростные поезда фирм Alstom и CAF (развивающих меньшую скорость движения, имеющих более низкие эксплутационные расходы и, следовательно, плата за пользование инфраструктурой для которых будет ниже, чем для поездов Siemens и Talgo) будут готовы для пуска в эксплуатацию.  По оценкам компании GIF первоначально на строительство новой линии требовалось примерно 4,355 млрд. евро; к настоящему времени стоимость строительства возросла до 4,502 млрд. евро, т.е. увеличилась на 147 млн. евро или на 3,39%. Причиной возрастания затрат на строительство является постоянное оседание почвы под воздействием обильных дождей на участке протяженностью 35 км линии Мадрид-Барселона. Последние события подобного рода произошли осенью 2003 г. после обильных дождей. Примерно 84% всех контрактов на строительство линии Мадрид-Барселона были сорваны по срокам в среднем на 6,8 месяцев. Нерешённость проблем совместимости подвижного состава с системой ERTMS второго уровня ведёт к тому, что в обозримом будущем стандартная испанская система управления движением поездов ASFA будет и далее эксплуатироваться, а это значит, что скорость движения поездов будет ограничена с проектных 350 до 200 км/ч. В конце октября 2003 г. ИЖД опубликовали планы по эксплуатации 80 новых высокоскоростных поездов, которые будут курсировать на участках Лерида - Барселона, Кордоба - Малага, Мадрид - Сеговия - Вальядолид и Ла-Сагра - Толедо. Новые участки высокоскоростной линии Мадрид - Барселона планируется пустить в эксплуатацию не позднее 2007 г. В настоящее время ИЖД имеет дефицит высокоскоростного подвижного состава: две секции серии S101, с помощью которых планировалось улучшить обслуживание на линии Мадрид - Севилья, изъяты из обращения и переданы для эксплуатации на линию Мадрид - Сарагоса - Лерида, в результате чего маршрут Мадрид-Севилья оставлен практически без резервного подвижного состава. Высокоскоростное движение на данных участках планируется организовать после выполнения трех контрактов, стоимость которых составляет примерно в 1,183 млрд. евро. Первый контракт (825 млн. евро) предусматривает строительство 32-40 поездов, рассчитанных на скорость 300 км/ч. В соответствии со вторым контрактом (285 млн.евро) предусмотрено строительство 20-30 поездов для региональных линий, рассчитанных на скорость 250 км/ч. Третий контракт предусматривает строительство 8-10 поездов, рассчитанных на скорость 250 км/ч, которые могут быть использованы на линиях с разной шириной колеи. Заказ на производство поездов разделен между испанскими и иностранными предприятиями. Существует реальная угроза срыва сроков поставки 32 секций серии S102 и S 103 для использования на маршруте Мадрид - Лерида - Барселона - Перпиньян. Именно поэтому ИЖД намерены оповестить участвующие в тендере компании о жестком графике выполнения поставок, а также о доставке нового подвижного состава к месту назначения без каких-либо повреждений и немедленной готовности его к коммерческой эксплуатации. В конце октября 2003 г. ИЖД заключили контракт на сумму 187,75 млн. евро с консорциумом Talgo-Bombardier на производство 44 моторных вагонов, рассчитанных на две системы тока (3000 В пост.ток/25кВ 50 Гц перем. ток) и на две ширины колеи (1435 мм и 1669 мм ). Поставка вагонов имеющих максимальную конструкционную скорость 250 км/ч, начнется с конца 2005 г. ИЖД объявили о скором получении заказанных в декабре 2001 22 электросекций от консорциума CAF/ALSTOM, которые также рассчитаны для эксплуатации на линиях с разной шириной колеи. Практически завершено строительство земляного полотна и всех инженерных сооружений на скоростной линии Лерида - Таррагона. Наиболее сложным является участок пути в горной местности, где линия проходит через тоннели, проложенные сквозь ущелья, идущие вдоль р. Франколи. В настоящее время идет строительство земляного полотна в долинах рек Анойя и Лобрегат между городами Вильяфранка-де-Пенедес, Марто-релль, Корнелья, расположенных в окрестностях юго-западной части Барселоны. Согласно официальным источникам открытие нового участка запланировано на конец 2004 или самом начале 2005 г. В соответствии с контрактом, подписанным в марте 2001 г., в конце 2003 г. ИЖД получили первые новые поезда Talgo 350 от консорциума Talgo/Bombardier для эксплуатации на линии Мадрид-Лерида. Эти поезда, сформированные из двух моторных и 12 промежуточных прицепных вагонов пройдут испытания в течение 6 месяцев.