Высокоскоростное движение на железных дорогах мира: Тематическая подборка статтей, страница 13

Началу строительства прямой линии предшествовало многолетнее планирование, включающее изучение потребности в железнодорожном транспорте в восточной Финляндии (1992 г.), составление проекта (1994 г.), составление генерального плана и анализ влияния на окружающую среду (1996 г.), а также выработку генерального плана новой линии (1998 г.). В 2002 г. был завершён пересмотр генерального плана и проведена первая часть социо-экономического анализа. Решение финансовых вопросов было проработано в 2002 г.

Строительство новой линии началось в августе 2002 г. с проведения земляных работ и возведения мостов. Само строительство было подразделено на два подпроекта. Работы по созданию верхнего строения пути на северном участке между Хакосилта и Каукалампе будут проводиться в 2004 г., а на южном участке между г.г. Каукалампе и Керава - в 2005 г. Работы по электрификации начались весной 2004 г. Вся линия, включая мосты и станции, будет готова к эксплуатации осенью 2006 г.

Стоимость линии оценена в 331 млн евро. Проект оправдан с социо-экономической точки зрения. Отношение дохода к издержкам составляет 2,0, и это означает, что за период в 30 лет чистый доход от линии вдвое превысит стоимость инвестиций. Большая часть прибыли получится за счёт более короткого времени в пути, более низких эксплуатационных расходов, повышения доходов от продажи билетов, а также уменьшения числа несчастных случаев и вредного влияния на окружающую среду.

Распределение расходов по статьям баланса

Статья расхода                                                                              Млн. евро

Планирование, управление проектом и контроль качества          22,7

Нижнее строение пути и укрепление земляного полотна            134,9

Верхнее строение пути                                                                       38,1

Мосты, станции и другие сооружения                                             60,5

Электрификация                                                                                 20,2

Оборудование, обеспечивающее безопасность движения        19,3

Другие контракты                                                                              20,1

Ассигнования и непредвиденные расходы                                    15,1

Суммарно                                                                                            331

Прямая линия будет строиться с использованием консультационной модели управления проектом, в которой проектировщики и подрядчики будут заключать соглашение с Национальной железнодорожной администрацией. Консультантом по управлению проектом является компания Lemcon Ltd., которая будет выбирать подрядчиков, консультантов по проектированию и других консультантов на базе тендера.

Новая линия Керава - Лахти в цифрах

Протяжённость, км                                                                                    74

Максимальная скорость, км/ч                                                                  220

Новых станций                                                                                           2

Мостов                                                                                                        76

Выемка земляного грунта, млн. м куб.                                                     2,6

Разработка скального грунта, млн. м куб.                                                2,6

Возведение насыпей и других земляных сооружений, млн. м куб.       4

Число расположенных на трассе выселенных домов                            27

Площадь выкупленной земли, га                                                             430

Стоимость строительства, млн. евро                                                      331

Источник: материалы сайта Национальной железнодорожной администрацией Финляндии, июль 2004 г.

Первая высокоскоростная железнодорожная линия в Китае.

110/2004, ЗЖТ , International Railway Journal.-2003.-№ 8.-Р. 20, 2

Китай продолжает расширять сеть железных дорог, улучшая технологии, применяемые при строительстве новых линий и разрабатывая новый подвижной состав с целью повышения скоростей движения.

Скоро в стране будет открыта первая, специально предназначенная для высоких скоростей движения пассажирская двухпутная электрифицированная линия между городами Цинъхуандао и Шеньян. Пуск в эксплуатацию этой линии намечался на июль 2003 г., но был отложен из-за необходимости серьёзной модификации локомотивной сигнализации для обеспечения безопасности движения.

Стоимость строительства новой линии, расположенной на северо-востоке Китая, составляет 15,7 млрд. юаней (1,9 млрд. долл. США). Она предназначена для скоростей движения до 200 км/ч с возможностью дальнейшего повышения скорости до 250 км/ч. Одновременно на заводах Министерства железных дорог (МЖД) был разработан и построен новый высокоскоростной поезд China Star, рассчитанный на скорости до 270 км/ч. Во время испытаний на новой линии поезд достиг скорости 321 км/ч.

МЖД планирует перевести на новую линию около четверти парка пассажирского подвижного состава, эксплуатируемого сейчас на существующей линии между этими городами, - 50 пассажирских поездов с электрической тягой. Эта линия является одной из самых загруженных в сети, по ней производятся как пассажирские, так и грузовые перевозки, и максимальная скорость движения ограничена до 90 км/ч.

Новая линии окажет существенное влияние на пропускную способность этого маршрута, так как по ней ежедневно будет курсировать около 100 поездов, которые ежегодно будут перевозить 120 млн. пассажиров.

В дальнейшем, после соответствующей модернизации для скоростей движения 160 - 200 км/ч, МЖД собирается акционировать прилегающую линию Пекин - Цинъхуандао протяжённостью 311 км. Первоначально скорость движения на этой линии составляла в среднем 120 км/ч. Продолжавшаяся два года модернизация линии завершилась в июне 2003 г. и стоила 2,2 млрд. юаней.