Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 9

Что касается обрядового закона Моисея, то Иаков, как видно из Деяний, в деле спасения не придавал ему значения. Именно он на апостольском Соборе заявляет, что не следует затруднять обращающихся ко Христу из язычников игом Моисеева закона, только воздерживаться от оскверненного идолами, блуда, удавленины и крови, и не должны делать другим того, чего не хотят себе. Эти запреты не относятся строго к обрядовому закону Моисея. Одни из них – оскверненное идолами, удавлена и кровь – относятся к т.н. ноевым постановлениям. Запрещение блудить и всего того, что каждый не желает себе, полагают исследователи, упомянуто потому, что это противно духу христианства как религии высокой чистоты и святости. В целом же, Иаков за свободу действий, это не принуждение: «соблюдая сие, хорошо сделаете» (Деян. 15,29). Эта свобода подтверждается ещё и тем, что Иаков, дав руку общения Павлу (Гал. 2,9), не стал прерывать своё общение с Павлом, хотя, как известно, Павел говорил, что есть идоложертвенное – не грех, т.к. идол – ничто в мире, и пища не приближает нас к Богу (1Кор. 8,7‑8). В своем послании он нигде не говорит об обязанности исполнения предписаний обрядового закона, и делают вывод, что он не признаёт никакой обрядности обязательной для христианина, кроме обязанности христианской снисходительности, деятельной христианской любви, которая только одна чиста и незапятнана перед Богом (1,27).

Есть и другой фактор. Если св. Иаков посоветовал апостолу Павлу исполнить обряд очищения во время его последнего пребывания в Иерусалиме (Деян. 21,18-26) – это был совет любви, он пожелал ап. Павлу блага, он не пожелал, чтобы ап. Павел своим знанием соблазнял нетвердых в вере иудео-христиан. На основании этого совета, продолжают экзегеты, не следует выводить, что Иаков придавал какое-либо значение обрядовому закону в деле спасения, но лично с этим законом он не стал прерывать связей, он не требовал от иудео-христиан оставить сразу закон.

29.09.98

Один из древнейших толкователей Егизипп полагал, что, возможно, в этом и была праведность ап. Иакова. Сам Егизипп был по происхождению иудей, стал христианином, жил во II веке.

Евсевий: Егизипп общался в Риме с христианами, с епископами, является автором труда под названием «Достопамятности» - направлен против гностиков. Это сочинение не сохранилось. В глазах ревнителей закона разрушение Иерусалима было наказанием Божием за убиение этого праведного мужа (Егизип по Евсевию) - Иаков был назорей от чрева матери своей. Высокая нравственная жизнь нашла себе выражение в этой старой законной форме назорейства.

Гал. 2,12: некоторые поклонники обрядового закона видели в ап. Иакове своего защитника, м.б. даже и главу. По ап. Иакову, иудейские обряды не противоречили новому закону; видимо, поэтому он и удерживал их, не придавая им догматического значения. Назорейство Иакова, будучи по форме иудейским, по духу было христианским, как отмечают толкователи. Иаков представлял иудейскую национальность и иудейские обычаи в их христианском превращении и преображении. Иаков переносит ВЗ-й закон из религиозной сферы в сферу национального бытия и национального обычая. Другими словами, исполнение святым Иаковом обрядов и обычаев его народа имело значение скорее национальное, чем религиозное. Любого человека в таком положении можно понять - это было наследие его народа, его отцов, его в этом воспитывали, он в этом вырос, и это не было противно христианству, между тем, оно имело и всегда будет иметь (особенно когда люди занимаются миссионерством) важное историческое значение. Оторвать сразу иудео-христиан от своего национального обряда и обычаев, думал ап. Иаков, значило оттолкнуть от Церкви многих, и в итоге от спасения. М.б. это было даже его попытка привлечь иудеев в христианство. Некоторые даже считают, что именно такое отношение Иакова к ВЗ-му иудейскому обычаю было осознано другими апостолами, поэтому и он был избран епископом Иерусалимской Церкви, и даже руководителем всего иудео-христианства. По замечанию Евсевия, он выполнил свою миссию, привлекая в христианство массы иудеев.