Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 2

Хр-е значение имеют и обращения писателя к читателям. Он несколько раз своих читателей называет брятьями. В одном месте упомянута и сестра («братья мои возлюбленные»). Дух братства в этом послании понятен только на почве хр-й, т.к. он имеет в своем основании возрождение от Бога.

«Пришествие Господне» (5,6,8), «се Судия пред дверьми» (5,9) имеют несомненно хр-й характер.

Всё содержание послания говорит за его хр-й характер. Как отметил один толкователь, этически оно очень чисто. Чувственные элементы иудейства здесь совершенно отсутствуют. Нравственная высота послания такова, что становится понятным только в том случае, если писатель послания находился под влиянием евангельской истины.

Другие толкователи, говоря против подлинности послания, указывают на мнимое противоречие в учении об оправдании с учением ап. Павла. В свое время Лютер писал: «вопреки Павлу и другим апостолам, оно приписывает оправдание делами» (1522, предисловие к изданию немецкой Библии). После Лютера многие толкователи на Западе подчеркивали эту мысль Лютера. Одни толкователи это недоразумение разрешают тем, что считают, что оба писателя (и Иаков, и ап. Павел) говорят о различных оправданиях. Иаков - о декларативном - о признании человеком праведным со стороны Бога, а ап. Павел - о нравственном - о достижении со стороны человека праведности. Другие считают, что оба писателя говорят об одном и том же - первом оправдании (со стороны Бога), но в разное время: ап. Павел в начале хр-й жизни, когда оправдание является еще не полным, а ап. Иаков об оправдании в последующее время, когда оправдание становится более полным и совершенным (это мнение фигурирует у Фаррара).

Третьи считают, что ап. Павел говорит об оправдании в земной жизни, а ап. Иаков об оправдании на последующем суде Христовом, который будет произведен в будущем.

Греческий глагол «оправдание» означает созидание - о творении того, о чем говорит основа глагола. Один и тот же глагол у того, и другого говорит о том, что оба писателя говорят о созидании, творении праведности, а не в смысле того, что речь идет о признании, объявлении кого-то праведным. Когда говорят о творении праведности, речь идет о созидании праведности вообще, а не в какие-то моменты только.

По ап. Павлу мы знаем, что оправдание достигается посредством веры (Гал. 2,16, Рим. 3,28), а по Иакову - посредствомо дел (2,20-26). Как отмечали еще древние толкователи, это вовсе не значит, что они говорят о разной вере или о различных делах. Как в целом принято считать, оба писателя вследствие различных обстоятельств употребляют, с одной стороны, общую фразу «оправдание», но добавляют различные выражения, но говорят об одном и том же. А именно, ап. Иаков, говоря об оправдании делами, не исключает веру. В нескольких местах он говорит о делах, вытекающих из веры 2,17, 2,22-23,26. Апостол Павел, везде говоря о вере, говорит о вере, которая сопровождается любовью (споспешествуемой любовью) (Гал. 5,6; 1Кор. 13,2). Как отметили толкователи, апостол Павел, отрицая оправдывающее значение за делами, как самостоятельным принципом, независимым от веры, это отрицает (Рим 3,28, Гал. 2, 16). Различные выражения у этих писателей толкователи объясняют назначением посланий. Послание ап. Иакова адресовано, скорее всего, иудеохристианам, которые унаследовали от иудейства холодное правоверие, и потому требовал от них дел (т.к. живой веры), в то время как ап. Павел писал языкохристианам, бывшим язычникам, которые, с точки зрения ап. Павла, отличались недостатком веры при добрых делах. Апостол Павел хотел, чтобы эти добрые дела христиан из язычников вытекали из сердечной веры в Иисуса Христа.

Высказывалось мнение, что это послание якобы является евионитским произведением, написанным где-то во II веке, хотя основное учение послания ничего эвионитского не заключает. Название «эвиониты» скорее всего происходит от слова «нищие». В свое время св. Ириней Лионский говорил, что эвиониты считают, что Иисус был сыном Иосифа и Марии, они признают только одно Евангелие от Матфея, отвергают апостола Павла, считая его отступником, соблюдают закон и образ жизни иудеев и поклоняются Иерусалиму, как будто бы он был домом Божиим.