18 ст.: "Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником".
В этом стихе он говорит не во множественном числе, а в 1‑м лице единственного числа. Поставив себя условно между христианами, которые возвращаются опять к ВЗ‑му закону, чтобы подчеркнуть, каким бы он стал, если начнет исполнять опять этот закон после того, как отказался от него. 1‑е лицо единственного числа (1s) апостол Павел употребил потому, что в конце этого стиха употреблено сильное слово "преступник", которым он, видимо, не хотел называть тех христиан, которые возвращаются к исполнению ВЗ‑х обрядовых законов. Эти христиане, возвращаясь назад к тому, от чего отказывались, что разрушали, противоречат сами себе, совершая неразумное дело. Такой человек – преступник самому себе. Итак, апостол это относит к себе, но по контексту косвенно и к другим, а к себе это относит гипотетически.
Другие богословы слово "преступник" относят к тем, кто преступает закон, потому что сам закон заповедует человеку обращаться ко Христу. Имеется ввиду, что весь ВЗ‑й закон вел к мессианским временам.
Третьи добавляют, что христиане, которые возвращаются к исполнению ВЗ‑го закона, начинают служить одновременно и вере, и закону, и закон осудит их, как отступников и как преступников.
19 ст.: "Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу".
Итак, ап. Павел опять говорит в 1s и говорит только о себе. Толкователи считают, что этот стих также представляет определенную трудность к толкованию. Что надо понимать под словом "закон", дважды употребленным в этом стихе?
1. В этих двух местах 19 стиха говорится о ВЗ‑м законе (блж. Августин, Галатов), и, когда ставится вопрос, почему ап. Павел умер для закона, отвечают двояко: а) он умер ВЗ‑м законом, потому что этот закон не был в состоянии дать ему праведность; Ин. Злат.: закон заповедует исполнять всё, что записано в нем, а не исполняющих наказывает, поэтому мы все умерли для закона, т.к. никто его не исполняет, и смотри, с какой заботой он и здесь восстает против закона – он не сказал "закон умер для меня", но "я умер для закона", а эти слова имеют такой смысл: как бездушному и мертвому невозможно подчиняться заповедям закона, так и для меня, который умер от клятвы закона (Ин. Злат.);
б) он умер законом, т.к. этот закон был руководителем, воспитателем для веры во Христа, он в этом же послании к Галатам 3,24: "закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верой", значит, ВЗ‑й закон имел временное, воспитательное, предуготовительное значение, которое он потерял после прихода Иисуса Христа; такое значение слов ап. Павла дает блаженный Августин, т.к. апостол Павел был иудей, и закон был для него руководителем ко Христу, и блж. Августин ссылается на Гал. 3,24; св. Иоанн Златоуст давал другое объяснение этому вопросу, но и подобное объяснение он считал возможным; проф. Глубоковский поддерживает это мнение в своем труде "Благовестие христианской свободы в послании ап. Павла к Галатам", София, 1935.
2. Говорится не об одном законе, а о двух законах: НЗ и ВЗ. В слове "законом" говорится о НЗ‑м законе, а в словах "умер для закона" – о ВЗ‑м законе. Св. Ин.Злат. также допускает 2 возможности объяснения слов "закон": ап. Павел имел ввиду не только ВЗ закон, но и НЗ "закон благодати", потому что и благодать он называет "законом": "потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" (Рим. 8,2);
Блж. Иероним: в 19 стихе ап. Павел говорит, что ВЗ‑й закон умер из-за НЗ‑го закона.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.