Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 64

Иак. 3,14: "Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину".

Если ваша мудрость не отличается простотой и кротостью, в ней видна зависть или страсть спорить, то нечего хвастаться подобной мудростью, это ложь на христианскую истину, не лгите на истину, такая истина не нужна христианскому учителю. Под истинной понимают благую весть Христа. Если христианская истина, благая весть Христа не стала жизнью человека, не проникла в его сердце, его волю, то в устах такого человека она является только ложью на Евангелие. Такая мудрость не небесного происхождения, а земного, она служит душевному, плотскому человеку, а не духовному. Как мудрость ложная, у нее другой источник, на происходит от отца лжи – диавола. Эта мудрость – бесовская, демонская, это мудрость непризнанных учителей, проникнутая завистью и любовью к распрям. Что она именно бесовская, видно по её плодам, а её плоды – нестроения, неурядицы, сумятицы и всё плохое. Это значит, что её источник – не Бог, который есть источник мира. И апостол Павел затронул этот вопрос, когда написал в 1Кор. 14,33: "Бог не есть Бог неустройства, но мира". Итак, Бог является источником мира, мирного состояния, а иной источник – источник неустройства, что противоположно состоянию мира.

Иак. 3,17: "Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна".

Мудрость истинно призванных христианских благовестников – это мудрость, нисходящая свыше и как таковая, по сравнению с ложной мудростью, характеризуется обратными чертами. Эти черты у ап. Иакова разделяются на 2 разряда. Основной чертой божественной мудрости служит её чистота, святость, эта мудрость свободна от всякой греховной страсти, она "незапятнана ничем греховным и нечистым" (св. Экумений). Эта чистота и служит основанием других её характерных особенностей, её производных. Прежде всего, она носит мирный характер, она рождает среди людей мир и согласие, а не распри и раздоры. Распри и раздоры – это принадлежность земной мудрости.

Небесная мудрость или "мудрость, нисходящая свыше", мягка, скромна, носит кроткий характер и снисходительна. Т.е. это мудрость небесная, но распространяемая на земле она встречает иногда непонимание, иногда и враждебность, но она относится к этому терпеливо, мягко снисходительно, сама она не раздражается, не гневается, не производит ссор, послушлива – т.е. уступчива там, где это необходимо, т.е. позволяет выслушивать мнения других, не набрасывается на противоположную сторону даже своей божественной истиной, она позволяет убеждать себя. Она полна милосердия и добрых плодов. Понятно, что здесь противоположность ложной, бесовской мудрости и источник милосердия и добрых плодов. Она беспристрастна, нелицемерна, т.е. не притворна, прямодушна.

В итоге ап. Иаков упомянул 7 черт божественной мудрости – это символически обозначает полноту, пример радуги, т.е. основное качество этой мудрости – чистота и святость, а 7 качеств – это как бы разложение одного основного цвета мудрости. Цвет этой мудрости – чистота и святость.

Иак. 3,18: "Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир".

Речь обращена к тем, кто учил или собирается учить, потому что здесь употреблен образ сеяния, поэтому под словами "плод правды" понимается:

1. то, что сеется истинными благовестниками;

2. то, что получается из этого сеяния; по одним – это плод правды, праведность жизни, по другим – оправдание, что по существу одно и то же, ибо нет оправдания без праведности. В любом случае, это результат сеяния.

30.03.99

Некоторые экзегеты результат сеяния переносят в будущую загробную жизнь, понимая под "плодом" вечную жизнь, как награду миролюбивым, и дают примерно такой перевод: плод, который происходит от праведности или праведной жизни.