Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 6

Если допустить существование Иакова брата Господня отличного от Иакова Алфеева, то получится, что апостол Иаков Алфеев, упоминающийся в Евангелии и книге Деяний, вдруг после смерти Иакова Зеведеева бесследно сходит со страниц книги Деяний, и историк Лука даже не упоминает о его смерти. Кроме того, непонятно, как внезапно, очень быстро возвышается не-апостольский Иаков.

Им возражают, что от писателя Деяний нельзя требовать упоминания о смерти всех апостолов (в данном случае исчезновение Иакова Алфеева). Лука, упомянув апостолов в начале Деяний в 1‑й главе, дальше ничего не говорит об Андрее, Филиппе, Фоме, Варфоломее, зачем же требовать от дееписателя исключения для Иакова Алфеева. Что касается возвышения Иакова, брата Господня, то он, уверовавши во Христа после Его воскресения и явлении ему Воскресшего, о чем говорит 1Кор. 15,7, видимо, вскоре стал активным служителем Христа, проповедником Его Евангелия. Может быть, поэтому и ап. Павел ставит его в один ряд с 12‑ю апостолами. Кроме того, высоконравственная жизнь Иакова, брата Господня, ещё до обращения в христианство была достаточным основанием и в какой-то степени объяснением его дальнейшего возвышения вплоть до епископа иудео-христианства. Есть древние свидетельства о том, что он был «назореем от чрева матери своей» (Евсевий). С другой стороны, нет никаких оснований, в силу которых Иаков Алфеев выдвинулся в предстоятеля Иерусалимской Церкви. Некоторы указывают, что, может быть, сыграло роль то, что он, с одной стороны, будучи благочестив, не верил во Христа, а после воскресения становится проповедником Его Евангелия, может быть, здесь сыграла роль земная родственная связь.

Защитники отождествления двух Иаковов ссылаются на Гал. 1,17‑19, где ап. Павел называет Иакова, брата Господня, апостолом. Мало того, он не только причисляет его к апостолам, но и говорит, что Иаков стал апостолом раньше Павла. Другими словами, говорят защитники отождествления, апостол Павел причисляет Иакова, брата Господня, к 12‑ти апостолам, т.е. слово «апостол» ап. Павел употребляет в тесном смысле. Если этот Иаков был из числа 12‑ти, то он не какое-то другое лицо, а Иаков Алфеев (такое заключение делают многие католики).

22.09.98

Защитники тождества ссылаются на Гал. 1,7; 17,19, где Иаков брат Господень называется апостолом, который стал апостолом раньше Павла, и многие католики считают, что речь идет об Иакове Алфееве. Из этих слов ап. Павла видно, что святой Иаков считается равным апостолом, но другим апостолом. Иаков мог быть так назван не потому, что он был одним из 12‑ти, а потому, что он не уступал по своему достоинству. По словам одного противника тождества, Иаков занимает место как бы параллельно Павлу, который тоже не был из числа 12‑ти, но пользовался апостольским авторитетом. Поэтому апостол Павел ставит Иакова наряду с апостолом Петром и Иоанном, называя всех их одним словом – столпы Церкви. По этой точке зрения (Гал. 1,17-19), Иаков равен апостолам из 12‑ти.

Поклонники тождества приводят другое место: 1Кор. 9,5. «Не имею ли власти иметь спутницу-жену, как и прочие апостолы, и братья Господни, и Кифа». Они перефразируют: разве не имею я права иметь спутницу... как апостолы, и даже важнейшие апостолы (братья Господни), и даже Кифа – князь апостолов. Противники отвечают, что здесь братья Господни выделяются из числа апостолов. Иосия и Симон, братья Господни, не могут быть признаны апостолами из 12‑ти – здесь просто апостол перечисляет тех, кто имеет авторитет среди христиан, и апостол Петр имел, видимо, бо,льший авторитет, поэтому он заканчивает перечисление.

1Кор. 15,7: потом явился Иакову, также всем апостолам. Это место также не говорит в пользу того, что брат Господень был из числа 12‑ти, и это одно и то же лицо с Иаковом Алфеевым. Здесь слово «все» поставлено для того, чтобы отметить, что все апостолы без исключения видели Воскресшего. Некоторые даже под словами «всем апостолам» понимают 70 апостолам, т.к. 1Кор. 15,5: о явлении Воскресшего 11-ти апостолам. На это обратил внимание еще св. Иоанн Златоуст. В таком случае, Иакова можно причислить к 70‑ти, а не к 12‑ти.