Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 24

11 ст. Настает зной. Иногда дают "знойное солнце" или "солнце со зноем". Греческий термин (kau,swn) встречается и у пророков и употребляется для обозначения восточного жгучего ветра, это палящий восточный ветер, дувший с аравийских степей, который губительно влиял на растительность. Он появлялся весте с восходом солнца, это и фиксирует ап. Иаков. Образ жгучего ветра в данном случает употреблен не для обозначения наказания Божия, а лишь для указания того, что, если богач принадлежит только этому миру, непременно придет ему конец, как засыхает цветок под действием палящего солнца и жгучего ветра, т.е. ничего его не спасет, смерть неотвратима. Иногда под гибелью богатого христианина понимали не физическую, а нравственно-религозную смерть – отпадение богатого от религиозного общества. Тогда такая мысль: если богач не будет хвалиться "унижением", т.е. не будет задумываться о своем христианском звании и согласно со званием жить, и блага и суета мир приведут его к отпадению от христианского общества: "Внутренняя слава его христианского сознания увянет, она подчинится служению мамоне и корыстолюбию.

Большинство придерживаются 1‑й точки зрения, что речь идет о внешней смерти богача. "В путях своих" – образное выражение, обозначающие труды и занятия Богача. Можно встретить и другое мнение: в смысле наслаждения жизнью, жить роскошно. Иное мнение – в смысле особой занятости (в частности, торговые поездки), т.е. то, что, может быть, для него играет главную роль, и он забыл, что он христианин.

12 ст. По ап. Иакову, христианин, будь он богатый или бедный, блажен, если он переносит, претерпевает испытания надлежащим образом. Его, по апостолу Иакову, ожидает венец жизни, обещанный любящим Бога. Акцент здесь делается на понятие "блажен", почему оно и поставлено на 1‑е место. Переносящий испытания назван блаженным, потому что он испытан в смысле очищен в горниле испытаний. По мнению одних толкователей, образ увенчания заимствовал апостолом Иаковом от греческих игр, где победители увенчивались лавровыми венками. Другие говорили, что у евреев тоже было нечто подобное. По Иакову, это не лавровый венок, а венец необыкновенный, особый, венец жизни. Он сплетается не из миртов и лавров, а из жизни, это сама жизнь.

Противоположность налицо: с одной стороны, богатый, если он не исполнен сознания своего звания и не живет согласно званию, его неизбежно постигает смерть, а христианин, исполненный подобного сознания, переносящий испытания, очищенный, получает вечную жизнь. Подобный венец обещан любящим Бога. Без любви к Богу, человек не может очиститься в горниле испытаний. Многие считают, что данное сравнение наводит на сравнение с Мф.: блаженны изгнанные правды ради, хотя мысль о венце есть и в ВЗ. По словам пророка Захарии 6,14, венец будет тем, кто терпит.

13. ст. "Искушение". Греческий термин пираксин (видимо, peirasmo.j) или diakri,nein (в других местах) означает "подвергнуть испытанию", т.е. постараться за внешностью, порой иногда лицемерной, узнать настоящую реальность человека. По Библии, инициатором такого испытания может быть Бог, который испытывает человека, согласно Втор. 8,2, чтобы узнать, что в сердце человека, а по словам Иак. 1,12, чтобы дать ему жизнь. Инициатором испытания может быть сам человек, который порой пытается доказать себе, что он может быть как Бог, и порой ему Бог не нужен. Подобные попытки, по Иакову, приводят к смерти, и здесь испытание стает искушением, и тогда третий инициатор вступает – искуситель. Поэтому можно говорить, что, если в целом испытание направлено к жизни, в то время как искушение порождает смерть. Поэтому богословы говорят, что испытание может быть даром благодати, в то время как искушение – призыв ко греху. По ап. Павлу (1Фес. 2,4; 2Тим. 2,15), испытания особенно необходимы для тех, на кого возложено служение слова. Испытание – признак посланничества (1Тим. 3,10; Флп. 2,22). Благодаря испытанию, можно отличить ложных посланников от истинных (1Ин. 4,1; Апок. 2,2). Бог попускает искушения (1Кор. 10,13), но оно исходит от искусителя (1Кор. 7,5; 1Фес. 3,5; Деян. 5,3). Искушение, по Иоанну Богослову, приходит через мир (1Ин. 5,19). А по ап. Павлу, искушение особенно приходит через обогащение (1Тим. 4,9), вот почему надо молиться о том, чтобы не быть введенными в искушение. Быть испытанным христианином – это значит получить духовный опыт (опыт духа), и испытание раскрывает душу человека для принятия бо,льших даров Святого Духа. Христианин, прошедший через испытания (Рим. 12,2; Еф. 5,10), умеет различать, умеет проверять, умеет испытывать всё, он опытный, поэтому некоторые испытания даже называют путем к Богу, испытания неизбежны в жизни христианина, также как неизбежно и использование этого испытания искусителем. Не только отдельный человек, но человечество в целом вовлечено в испытание, которое, порой кажется, превосходит человеческие силы и может быть преодолено только с Божией помощью.