Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 17

При наличии именно такого повода естественно определяется и цель посланияисправить замеченные в иудео-христианстве недостатки; именно посредством увещаний, наставлений, порой обличений Иаков старается внедрить в своих читателях истинно христианский, вполне евангельский дух. В целом это было – приведение читателей к христианскому совершенству. 1:4: чтобы вы были совершенны и ни в чем не повреждены без всякого недостатки. Возможно, это идеал, его целью было изгнать из сердец читателей двоедушие, чтобы, в конце концов, достигнуть того, чтобы христиан как в испытаниях, так и в благополучии, как в болезнях, так и во всех случаях жизни, принадлежал одному Богу, чтобы христианин жил христианским духом.

Итак, в основном послание имеет практическую цель и предназначено исправить некоторые наметившиеся тенденции в поведении читателей. Все согласны, что эти советы даны, основаны на личном пастырском опыте автора. Если вопрос идет не столько о нравственности, сколько о вере и делах, о соотношении между верой и делами, то можно говорить, что Иаков выступил против мертвого благочестия, когда исповедание веры не дает никаких практических результатов. Если ап. Иаков написал это послание после посланий ап. Павла, то, как полагают толкователи, либо он исправляет ап. Павла относительно оправданий верой, а скорее всего оба пишут независимо друг от друга. Если бы Иаков исправлял ап. Павла, если бы ему были известны слова ап. Павла, то наверняка бы он подробнее поговорил о делах закона.

Якобы это послание преследует антигностические цели, ибо там можно найти некоторые параллели, но тогда это послание было написано где-то во 2-м веке, и скорее всего наоборот, гностики хорошо знали это послание.

6.  Место написания послания

Споров не было. Если написал его Иаков, брат Господень, епископ Иерусалима, то место написания – Иерусалим, ибо Иаков не отлучался от Иерусалима до самой своей смерти.

Во-вторых, то, что делалось в среде иудео-христианского рассеяния, мог знать человек, живший в Иерусалиме, куда стекались иудейские новости (в данном случае из общин иудео-христиан) со всего тогдашнего мира (со всей территории Римской империи). В послании есть образы, взятые из морской жизни: упомянута морская волна, корабли, управляемые небольшим рулем кормчего; также упомянуты соленые и горькие источники, жгучий ветер, иссушающий растительность, примеры виноградной лозы, маслины (смоковницы), наконец, ранняя и поздняя жатва. Это дает основания говорить, что послание написано, если не в самом Иерусалиме, то в Палестине.

7.  Читатели послания

Оно написано для 12-ти колен, находящихся в рассеянии (1,1). С одной стороны, как будто ясно, о чем идет речь. Для апостольского же периода христианства это не совсем ясно, адресат конкретно не определен, поэтому экзегеты по-разному толкуют 12 колен. Одни видят здесь иносказательный смысл, наподобие слов "новый Израиль" или "духовный Израиль" – это у Иакова относится именно к христианам. Что же касается ограничительной добавки ("иже в рассеянии"), то это говорит о том, что христиане не имеют в этом мире пребывающего града, но грядущего взыскуют. Или (Гал. 6,16) это – новый Израиль, который всегда будет жить на чужбине, везде, где бы он ни жил, но в таком случае это послание должно быть направлено как к христианам из иудеев, так и из язычников. Но содержание не дает основания говорить, что там присутствуют язычники или бывшие язычники. Наоборот, по содержанию недостатки, пороки скорее понятны иудейской среде, чем языческой. Толкователи указывают страсть к учительству (этот недостаток отмечен и в евангелиях, и в послании к Римлянам), ложная уверенность в обладании мудростью или употребление клятв, или любовь к благам земным, к наживе. А некоторые выражения говорят нам о том, что здесь, действительно, иудейская среда: богослужебное собрание названо "синагогой", Бог – Господом Саваофом, примеры и цитаты – из ВЗ. Т.о. по содержанию послание носит иудео-христианский характер, и отсутствуют какие-либо намеки на принадлежность к языко-христианам: ничего не сказано о рабстве, об идолослужении, а все язычники – идолослужители, с этого начинали миссионеры свою проповедь христианства. Ничего не сказано о разврате, прелюбодеянии.