Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 25

Итак, испытание иногда обращается в искушение. По ап. Иакову, искушение не от Бога, а от собственной похоти человека. Чтобы отвратить читателей от искушений, он находит нужным высказать взгляд на искушения, на их происхождение, на значение.

«peirazo,menoj» имеет различное значение. Т.к. раньше говорилось об испытаниях, то причастие это должно быть переведено как "испытываемый". Ясно, что слова "Бог не искушает" означает не просто испытание, но такое испытание, которое ведет ко злу. Тогда такая мысль: никто, подвергающийся испытанию, не должен говорить, что он искушается Богом ко злу. Испытания, ниспосылаемые Богом, не есть искушение. Если оно становится искушением ко злу, то причина этого – не Бог, ибо Бог никого не искушает ко злу.

03.11.98

13 ст. Есть несколько вариантов перевода слов, что Бог не искушается злом:

1. Он не есть искуситель или искушающий ко злу (действительная форма, действительное значение).

2. Не искушается злом или не причастен злу (или чужд зла) – страдательное значение. Лучше высказывает мысль о непричастности Бога злу. Хотя Бог может внешне искушаться злыми людьми, однако, внутренне Он недоступен искушению и чужд зла. По мнению некоторых, перевод "Бог непричастен злу" является посредствующим суждением между двумя другими суждениями. "От Бога искушаюсь", говорит испытываемый Богом; с другой стороны, "не искушает никого". Посредствующее значение является и основанием для суждения "не искушает никого, потому что непричастен злу".

14 ст. "но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью".

Похоть. По Библии корень как добродетели, так и порока, находится в человеческом сердце. Псалмопевец (36,31): "Закон Бога его в сердце его"; "в законе Господа воля его". Итак, сердце и воля человека. С другой стороны, сердце безумца отвращается от Бога (13,1). НЗ: по Нагорной проповеди, праведность чистого сердца свободна от всякого дурного желания; милосердная любовь христианина должна простираться даже на врагов. Мф. 15,18: исходящее из сердца оскверняет человека. Всё Евангелие возвещает освобождение человека от сковывающих его похотей. По апостолу Павлу, похоть, даже плотские помышления ведут к смерти (Рим. 8,6), но христианин, имеющий Духа Божия, способен следовать помышлениям духовным. Он должен распять свою плоть со страстьми и похотьми (Гал. 5,24) и поступать по духу (Гал. 5,16). По Библии человеческая плоть никогда не рассматривается как нечто дурное, злое по своему существу. Она была сотворена Богом; Сын Божий воспринимает человеческую плоть, она как бы преображается Сыном Божиим. С другой стороны, она означает греховное состояние человека. Мы помним выражение апостола Иоанна Богослова, что похоть плоти, похоть очес, гордость житейская не есть от Отца, но от мира сего (1Ин. 2,16). Это обвинение Иоанна Богослова не против плоти как таковой, а против человеческой воли, по вине которой она стала греховной. Можно различать, и НЗ различает, два духа: дух зла и дух добра, каждому из которых подвластны особый мир, и эти два духа борются за человеческое сердце. Однако, это неравнозначно утверждению природного дуализма, при котором эта борьба должна продолжаться вечно при невозможности для духа добра восторжествовать над духом зла. Поэтому Иоанн Богослов дальше пишет: "И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1Ин. 2,17). Поэтому по Библии плоть как таковая не должна диктовать человеку его поведение. Когда тело подчиняется плоти, становится, по словам апостола Павла, телом плоти, и человеку следует совлекать с себя греховное тело плоти (Кол. 2,11), чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам по словам апостола не быть рабами греху Рим 6.6 христ. во Христе распял эту плоть Гал.5.