Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 56

"Все тайны, всякое познание". Это не только религиозное, но и всякое иное познание: философское, научное, м.б. и бытовое.

"Всю веру" – соприкасается со словами Мф. 17,20 и другие, где он говорит о сильной вере. Мф. 7,21: "Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" – это добродетельная жизнь, это исполнение нравственного закона, вложенного Богом в совесть человека и раскрытого в СП, в учении Христа.

Итак, в этом стихе ап. Павел любовь к ближнему ставит очень высоко, даже выше твердой веры, способной горы передвигать: но любовь, не абстрактная, а проявленная в делах.

1Кор. 13,3: "И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы".

Надо отталкиваться от евангельского учения, где Христос говорил о раздаче своего имения бедным и о самопожертвовании ради Христа и ради ближних: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15,13). Если Христос ставит эти 2 добродетели высоко, естественно, когда они имеют бескорыстную цель, в противовес книжникам и фарисеям, которые искали человеческую славу, человеческую благодарность. Следуя учению Христа, апостол говорит: без любви эти добродетели теряют свое значение, не приносят никакой пользы. Здесь свою мысль ап. Павел немного смягчает: выше говорил "я ничто", а теперь "нет никакой пользы", но идея одна – без любви такая жертва бесполезна.

Эти слова ап. Павла иногда вызывали у экзегетов недоумение. Может ли человек, не имеющий любви, раздавать всё своё имение бедным и жертвовать собой ради Христа и ближних? Многие толкователи отвечали на этот вопрос отрицательно, и мысль ап. Павла в этом стихе тогда такая: он считает невозможное за возможное, он это делает для того, чтобы подчеркнуть большое значение любви. Эту мысль высказал ещё св. Иоанн Златоуст. Другие добавили, что можно допустить, что некоторые, хотя и без любви к ближним, но, руководствуясь корыстной целью, могут пойти на раздачу имения и даже на самопожертвование. Упомянутый уже блж. Феодорит писал: "Праведный Судия обращает внимание не только на доброе дело, но и на цель этого дела". Многие совершали многое ради человеческой славы.

1Кор. 13,4-7: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит".

Апостол Павел изображает свойства и качества христианской любви, и такая любовь обнимает в себе все христианские добродетели.

1. Любовь долготерпит (иногда переводят долготерпелива). Чтобы придать бо,льшую картинность описанию свойств и качеств любви, он олицетворяет любовь, представляет её как живое существо, которое действует, имеет определенные свойства и качества. Он начинает с одной из важных христианских добродетелей – терпения. На эту добродетель Христос обращал особое внимание. "Терпением вашим спасайте души ваша" (Лк. 21,19), "претерпевший до конца спасется" (Мф. 10,22). "Долготерпение – это корень всякого любомудрия, ибо Премудрый сказал: у терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость (Притч. 14,29)" (Ин.Злат.).

2. Любовь милосердствует (crhsteu,etai). Греч. crhsteu,w (в словаре: crhsteu,omai) означает показывать себя благим. Некоторые русскоязычные говорят, что наш перевод не совсем точный. В Вульгате: "щедр, благосклонен", и с греческого это скорее обозначает "добрый, благой, полезный". Поэтому иногда дают перевод: "любовь добра" или "полна благостью", и тогда смысл таков: кто любит, тот добр, благ к своим ближним, не относится к ним с грубостью, а с кротостью, терпит их немощи, сочувствует, особенно когда они в беде, в целом старается им помочь.