Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 58

11. Любовь всё покрывает (pa,nta ste,gei). Другой перевод: "всегда защищает". Греческое ste,gw означает "покрывать, защищать, скрывать, умалчивать", но имеет и другое значение: "извинять" в смысле "прощать согрешения своих ближних". Это ближе к евангельскому требованию (прости нам наши прегрешения).

16.03.99

12. Всему верит (некоторые переводы "всегда верит" – т.к. может ли человек верить всему, что говорят другие – нет). В начале он говорил о прощении прегрешений ближних, а затем останавливает внимание на их исправлении. Как и Христос, ап. Павел требует от христиан, чтобы они не только прощали ближних, но и заботились об их исправлении. Если они заботятся об исправлении ближних, они должны иметь веру, что будут иметь успех в этом деле. Поэтому считают, что речь здесь идет об отношении одного христианина к другому, и христианин должен иметь доверие к своему ближнему, чтобы таким образом привлечь его к себе, ибо недоверие, как правило, отталкивает людей.

13. Всегда надеется (РБ: всего надеется). Т.е. если заботится об исправлении своих ближних, он должен иметь не только веру, но и надежду, он не должен отчаиваться, а надеяться на то, что ближний исправится.

14. Всё переносит (другой перевод: всегда терпит). Апостол Павел тоже имеет ввиду здесь заботу христиан об исправлении ближних. В 4 стихе он говорил о добродетели терпения, проявляемой в разных случаях жизни, а в конце 7 стиха он имеет ввиду терпение, проявляемое в отдельных случаях, в частности, при исправлении ближних, ибо при исправлении, как правило, человек встречает препятствия, трудности, поэтому призыв не отчаиваться.

15. Любовь никогда не перестает (другие переводы: "никогда не кончается", "не перестанет существовать") – кто сумел насадить у себя христианскую любовь, достиг высокого нравственного совершенства, оно становится неотделимой составной частью его духовной природы. Святой Иоанн Златоуст комментировал: кто любит, тот не может ненавидеть, что бы ни случилось; в этом заключается, по его словам, самое большое благо любви.

Далее 8 стих: "хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится". По ап. Павлу, глоссолалия – это дар, который принимали христиане в первые времена, и это был дар для того времени – время прошло, и дар умолк. По мнению многих толкователей в последней фразе идет речь о будущем веке.

9-10 стихи: "Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится". Здесь знание как истин веры и нравственности, так и знание мира и того, что в мире. Это знание человека в этом мире несовершенно: отчасти знаем. То, что человек сумел раскрыть многие тайны, он может сказать, что постиг не всё, многое ему ещё неведомо. Чем больше человек расширяет кругозор своего познания, тем больше новых горизонтов ему открывается. "Я знаю, что ничего не знаю" (Сократ). Да и пророчество во времена ап. Павла было не совершенным, если он имеет ввиду пророчество не только как предсказания, а учительство, наставления, поэтому: "отчасти пророчествуем".

10 стих: "когда же настанет совершенное" знание – когда это будет, у ап. Павла ответа нет. Полагают, что речь идет о знании будущего, когда "отчасти" исчезнет. Свою мысль он прояснит в 12 стихе. Исчезнет не знание как таковое, а неполнота знания (Ин.Злат.).

11 стих: "Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое". Одни считают, что ап. Павел продолжает сравнивать духовное состояние этой и будущей жизни. Феодорит: эти слова апостола Павла: "по младенчески говорил" намекает на дар языков, "по-младенчески мыслил" – дар знания, "по-младенчески рассуждал" – намек на пророчество. Но большинство считают, что ап. Павел здесь говорит о своей вере и возрастании и о возрастании других, сравнивает веру младенца и веру совершенного мужа. Об этом он подробно говорит в послании к Ефесянам (4,11‑15), где он говорит о достижении полного возраста во Христе.