Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 10

Иаков не был евионитом, которые приписывали обрядовому закону Моисея спасительное значение и полагают, что именно по этому ап. Павел (Гал. 1,6) называет их благовествование (евионитов) иным благовествованием сравнительно с христианским. Именно против них, полагают, он восстал так энергично, когда в Гал. 2,21 написал: если законом оправдание, то Христос напрасно умер. В другом послании его слова увещания беречь себя от псов и злых делателей обрезания (Флп. 3,2). Не исключено, что кто-то из евионитов и видел в ап. Иакове своего единомышленника. Даже если они считали себя последователями Иакова, как часто бывает, последователи идут дальше, чем их глава.

Итак, уважая обряды и обычаи своего народ, св. Иаков был истинным христианином, что видно, прежде всего, из его мученической кончины. По словам Егизиппа, на вопрос иудеев, что такое «дверь Иисуса»(?), Иаков ответил: «Иисус есть Спаситель». По словам Егизиппа, иудеи, уважая праведность и нелицеприятие Иакова, иудеи просили выступить на Пасху перед народом, что Иисус - не Мессия. Они просили его подняться на крыло храма, откуда он должен был выступить против того, что Иисус из Назарета является Мессией. Как описывает Егизипп, он поступил наоборот, утверждая, что Иисус - Мессия, чем и вызвал гнев иудеев. Они говорили, что бывает, что и праведник заблуждается, сбросили его с крыши и побили камнями. Иаков же молился: «Господи, Боже, Отче, отпусти им, они не знают, что делают».

Иосиф Флавий пишет, что Иаков по суду первосвященника Анана(?) был побит камнями, как нарушитель закона. С т.зр. Иосифа и Анана, Иаков в чем-то нарушил закон (видимо, став христианином). Значит, следование Иакова обрядам и обычаям своего народа носило иной характер, чем следование этим обычаям иудеев и эвионитов, значит, это было следование в христианском духе.

Время смерти Иакова скорее всего падает на 63-64 год. Евсевий связывает время кончины ап. Иакова с апелляцией ап. Павла в Рим. Евсевий пишет, что, когда Павел потребовал суда у Кесаря и отправлен был Фестом в Рим, тогда иудеи, потеряв надежду на исполнение своих замыслов против Павла, обратились на Иакова, брата Господня. Для сей цели они воспользовались случаем безначалия, т.к. Фест в то время умер, и ход дел в Иудее не был управляем никакой властью или прокураторством. По словам Иосифа Флавия, Иаков был казнен тогда, когда новый прокуратор Альбин уже был назначен и находился в пути из Рима в Иудею, а это падает на 63-64 годы. Егизипп (у Евсевия) говорит, что вскоре за смертью Иакова последовало нашествие Веспасиана на Иудею и пленение народа. Слово «вскоре» можно толковать по-разному, в т.ч. и в смысле промежутка времени в 6-7 лет.

2.  Особенности послания Иакова (язык, стиль, ход мыслей)

Это послание носит исключительно нравственно-практический характер. Догматическое учение только высказывается как бы вскользь, в то же время, оно является как бы основанием нравоучения. Поэтому некоторые полагают, что послание скорее всего - гомилия, беседа, чем настоящее послание. Другие делают замечание, что оно подобно беседе нравоучительного характера.

По характеру своего нравоучения послание Иакова стоит очень близко к Нагорной проповеди Христа-Спасителя. Один исследователь даже назвал его «Нагорной проповедью между посланиями». Несколько сравнений.

Как Христос назвал НЗ-е Откровение исполнением закона (Мф. 5,17), так и Иаков называет его «законом» и «совершенным законом свободы» (1,25; 2,12).

Христос зовет Своих последователей к совершенству (Мф. 5,48), Иаков целью жизни христианина называет совершенство (1,4; 3,2).

Чтобы стать совершенным и праведным, необходимо как по словам Христа, так и по словам ап. Иакова, исполнение закона - добрые дела, а центральное место в НЗ-м законе по учению и Спасителя, и ап. Иакова, занимает заповедь о любви (Мф. 7,23; Иак. 1,5-15; 2,9).

И в том, и в другом местах сказано, что в нужде следует обращаться с молитвой к Богу (Мф. 7,7; Иак. 1,5).

И по «Нагорной проповеди», и по посланию, важнейшей христианской добродетелью является смирение, без которого невозможно спасение (Мф. 5,3; 6,25; Иак. 4,10; 4,13).