Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 21

1,4. " терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка". Чтобы привести человека к нравственному совершенству, терпение должно иметь совершенное действие. Двояко понимают "совершенное действие". Одни толкователи понимают как совершение добрых дел, и тогда смысл они дают: в испытаниях христианин не должен отчаиваться, но и не должен ограничиваться одним терпением. Кроме терпения, он должен совершать добрые дела. Вот что хотел сказать ап. Иаков, когда он говорит, что терпение должно иметь совершенное действие. Действие – это активность, а не пассивность.

Другие толкователи "совершенное действие" не отделяют от терпения, наоборот, видят в них характеристику терпения, на почве которого и вырастает нравственное совершенство человека. Одни из этих толкователей это место понимают: терпение пусть будет делом, продолжающимся до конца. Другая же часть из этой же второй группы толкует это место: терпение должно быть делом совершенным, отличаться совершенством, чтобы христиане были совершенны во всякой полноте без всякого недостатка. Греческое слово "te,leioj" обозначает совершенство как достигнутую или достигаемую цель. Этот термин употребляли греки, когда говорили, что человек достиг зрелого возраста или возраста зрелого мужа; здесь речь идет о длительном процессе. Другой греческий термин "o`lo,klhroj" обозначает совершенство в отношении к неповрежденности целого. В Библии этот термин употребляется для обозначения полной недели (Лев. 23,15) или целых камней (1Мак. 4,47) или неповрежденных, беспорочных жертвенных животных, иногда и в отношении целого человеческого тела. Таким образом, слово "te,leioj" у ап. Иакова указывает на достижение христианином цели христианского существования – на полную христианскую зрелость, в то время как слово "o`lo,klhroj" обозначает неповрежденность христианского существа. В целом мысль 4-го стиха такая: "чтобы вы были совершенными, чтобы вы вполне достигли цели существования христианина, были целыми, неповрежденными, т.е. без всякого изъяна и недостатка.

"Без всякого недостатка" в отрицательной форме говорит о том, что сказано словами "совершенна во всей полноте.

1,5: "Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему". Чтобы терпение было совершенным и могло привести христианина к совершенству, по ап. Иакову, для этого нужна мудрость, а кто её не имеет, говорит он, должен просить у Бога, и дастся ему. Под мудростью "sofi,a" разумеется не теоретическое знание христианских истин, т.е. не "gnw,sij", но практическое умение осуществлять и в итоге осуществить христианские требования в жизни. По Библии, именно Софию просил Соломон у Бога с практической целью, а именно чтобы умело управлять своим царством, своим народом. В НЗ у ап. Павла (Еф. 5,15): "поступайте не как неразумные, но как мудрые (sofoi,)". Т.е. и ап. Павел разумел мудрость христианского поведения. В Кол. 4,5 он пишет: "в мудрости (VEn sofi,a|) ходите ко внешним", т.е. опять практически он имеет ввиду мудрость, необходимую для упорядочения внешних, житейских отношений. И ап. Иаков, поэтому, говорит о мудрости поведения христианина, так необходимой в испытаниях (как выразился один толкователь, София – это мудрость жизни. Библия говорит, что мудрость как таковая небесного происхождения, и она должна обнаруживаться в поведении. Именно такой мудрости, по словам ап. Иакова, должен молиться тот, кто не имеет её или же имеет в недостаточной мере. Чтобы читатели были уверенны в получении просимого, ап. Иаков называет Бога, подателя мудрости, "дающим Богом", т.е. он указывает на то, что давать является как бы неотъемлемой чертой Божества, Он – Податель мудрости, вследствие этого не должно быть сомнений в получении просимого, и чтобы, видимо, сильнее выразить свою мысль или чтобы лучше убедить в этой истине своих читателей, ап. Иаков добавляет, что Бог даёт всем просто и без упрека.