Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 38

Относительно лиц, в отношении которых допускалось лицеприятие одни толкователи понимают христиан, другие нехристиан. Большинство за то, что это были христиане, ибо они специально посещают христианские места богослужения. Произвольно представлять богатых нехристианами, а бедных христианами. Видимо, естественно предположить, что это были приезжие христиане-гости (торговцы или путешественники), которым и надо было указать места в христианской синагоге, в христианском собрании. И появление именно таких христиан, полагают, дало повод к лицеприятию. Человек с золотым перстнем, блестящая одежда (признак богатства по Библии) – и после такого поверхностного благосклонного взгляда проявилось то, что он осуждает: тебе удобно здесь, а тебе вот там. Апостол Иаков, конечно, имел ввиду свое время, но если бы он был сейчас, он бы выразился еще резче. С точки зрения христианства, это характеризовало веру христиан в прославленного Господа.

4 ст.: "то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?"

В этом стихе дана оценка ап. Иаковом лицеприятия. Этот стих понимают весьма различно. Понимания:

1. Он как бы говорит: без рассуждения и с лицеприятием вы одного почтили, а другого пренебрегли.

2. Не судители вы их судом неправедным, не имея другого основания, как только богатство и бедность? Эта мысль заложена в нашем русском переводе.

3. Эразм Роттердамский: вы не были судимы в себе самих, вы не испытали суда совести и угрызения её.

4. Не допустили ли вы различие между собой – того различия, которое вытекает не из веры в прославленного Господа.

5. Между собой вы не разделились на богатых и бедных, а приезжих разделили.

6. Не встали ли вы в противоречие со своей верой, для которой внешний блеск, богатство ничего не значат, а вы им придали значение?

7. Епископ Кассиан перевел: "то не впали ли вы в противоречие с самим собой и не оказались ли судьями с мыслями дурными?"

8. Один современный перевод на русский язык: "Что вы делаете? Вы отдаете одним предпочтение перед другими и, побуждаемые неправедными мыслями, решаете, кто лучше".

Итак, в целом, с точки зрения апостола Иакова, лицеприятие, обнаруженное в христианском собрании, свидетельствовало о помрачении в какой-то степени веры читателя, может быть даже о каком-то колебании, они стали судить по-земному, чисто по-человечески, а не по Божьему.

5 ст.: "Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?"

Кроме того, что лицеприятие говорило о каком-то помрачении веры, пусть даже временном, оно и по другим основаниям, продолжает апостол Иаков, не должно иметь место среди христиан. Он указывает на факт, что Бог избрал себе учеников преимущественно среди бедных, и этот факт должен был их, по мысли Иакова, удерживать от пренебрежительного отношения к бедным.

Мнения экзегетов. Выражение "бедные мира" многими экзегетами признаётся неподлинным и, следуя некоторым кодексам (как Синайский), подлинным считают выражение: бедные по суждению мира или по взгляду мира; другой перевод: бедные по отношению к миру, т.е. к богатствам мира сего.

Различно понимают иногда слова "богатые верою" и "наследники Царства". Одни придают такой смысл: Бог избрал только таких бедных, которые стали богатыми в вере и наследниками Царства Божия. Другая богословская мысль: предведение заслуг бедных послужило основанием их избрания. Другая мысль: бедные вследствие избрания их со стороны Бога стали потом богатыми в вере и наследниками Царства Небесного. Другой вариант понимания: не избрал ли Бог бедных мирскими благами в богатые верою и в наследники Царства, которое Он обещал любящим Его?

Общий смысл такой: Бог наделил бедных богатством, которое заключается в их вере, дающей им право на получение небесных благ. Вера бедных является их богатством, которое откроет им дверь в Царство славы.