Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 67

Но такого изречения в СП в буквальном виде нет. Конечно, наши писатели довольно часто цитируют не буквально, а общую мысль. Итак, мысль такая: Бог требует всецелого служения Себе и желает это ревниво, даже может быть завистливо. И в данном случае мысль: ревностно желать, это значит желать так, чтобы желаемое ни к кому другому не принадлежало, речь идет о всецелом обладании, т.е. можно говорить о ревнивой и как бы завистливой любви Бога к христианам. Если о такой любви свидетельствует Слово Божие, то ясно, что, кто служит миру, тот изменяет Богу. Т.е. никакой речи о совместимости любви к миру с любовью к Богу не может быть.

Насколько тяжела эта измена читателей Богу, видно из того, что она безосновательна, легкомысленна, т.к. Бог не только их как бы лишает или запрещает пользоваться этими благами, но и вознаграждает в высокой мере за это лишение, "тем большую дает благодать". Т.е. Бог дает нечто большее, чем блага мира. Таков смысл первой цитаты. Говоря о ревнивой любви Бога в отношении к человеку, ап. Иаков, воспитанный на иудейской традиции, имел ввиду те места СП ВЗ, где Бог называется "ревнителем", наказывающим нечестивых до третьего и даже четвертого рода и оказывающим милость Свою любящим Бога. "Бог гордым противится, смиренным же дает благодать" (Прит. 3,34) – дается по LXX с одной заменой: слово "ku,rioj" заменено словом "qeo,j". Итак, любящие мир названы здесь гордыми, т.к. они не хотят знать Бога, они действуют самостоятельно в погоне за мирскими благами, полагаясь лишь на собственное "Я". Их противоположность – любящие Бога, друзья Бога – названы смиренными, они возлагают всю свою надежду на Бога, сознаю,т и свое ничтожество, и суету земных благ, т.е. они весьма смиренного понятия о себе. Естественно, разное отношение Бога к одним и к другим.

"Противится" в смысле "противостоит", а другим идет навстречу, ниспосылает Свою помощь.

27.04.99

Если одни названы гордыми, т.к. они отвергали и не хотели знать, с другой стороны, друзья Бога названы "смиренными", т.к. они сознают, с одной стороны, суету земных благ и свое собственное ничтожество, поэтому, если Бог первым противится (некоторые переводят "противостоит" – там есть слово «анти»), а вторым ниспосылает свою помощь

Иак. 4,7: "Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас".

Т.к. христиане, уклонившиеся в сторону мира, обнаружили неповиновение, непослушание Богу, то для получения небесных даров они должны возвратиться к повиновению Богу.

"Покоритесь" – из разряда смирения, указывает на сердечную покорность, на мягкость в поведении к Богу, а не на рабское повиновение. Некоторые эту преданность прямо называют "смирением", другие говорят, что он увещевает не повиновению вообще, но требует мягкости. Это сердечное повиновение немыслимо без сопротивления противоположному, злому началу, представителем которого является диавол, которому он увещает воспротивиться, противостоять. Т.е. "вы противостояли Богу, а надо было – диаволу". Апостол Иаков допускает, что это противостояние дастся не так и сложно, и убежит от вас... Необходимо усилие, но бес обратится в бегство. Некоторые добавляют, что, по Иакову, благодать Божия окажет помощь такому человеку.

Иак. 4,8: "Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные".

Противостояние диаволу есть уже в некотором смысле приближение к Богу, и обещается приближение Бога к человеку. Это не обращение к Богу, ибо таким обращением к Богу служит покаяние, о котором он говорит дальше. Это близость к Богу человека, уже обращенного к Богу. Эта близость должна характеризоваться той чистотой рук, чистотой сердца, которая предписывается молящемуся.

Употребленные образы "чистоты рук" и "исправления сердца" имеют здесь глубокое значение. Образ очищения рук взят, скорее всего, из левитских очищений, иногда употреблялся пророками в образно-нравственном смысле, и означало чистоту действий.