Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 68

Другой образ исправления – очищение сердца – имеет ещё более глубокий смысл, ибо, по Библии, как в ВЗ (50 Пс.), так и в НЗ, очищение сердца как источника всей внутренней жизни человека, есть в то же время и очищение всего человека. По Иакову, виновные в служении нечистому миру имели загрязненное сердце, поэтому он и призывает их к очищению сердца, освятить свое сердце. По апостолу Иакову, читатели как бы делили свое сердце между Богом и миром, и поэтому он их и называет двоедушными.

Иак. 4,9-10: "Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас".

Встать в близость к Богу нельзя без раскаяния в грехах, в данном случае в грехах служения миру.

"Сокрушайтесь" ("остра,ждите" – слав.) – почувствовать себя несчастными, почувствовать себя на какое-то время бедными, т.к. служение миру лишает человека бесценных духовных благ.

"Плачьте, рыдайте" – первое слово указывает на маленькие слезы (слезите), рыдайте – плачьте навзрыд. По существу, это одно состояние, только различные силы. В Библии эти 2 выражения рядом употребляются не раз. Они ставятся вместе. Апостол противопоставляет: то, что раньше доставляло им веселье, смех, теперь должно доставлять им горе. То, что их когда-то радовало, теперь должно производить печаль. В оригинале употреблен термин, который указывает на опущенные глаза, поникнутость сила – символ печали. Основа покаяния – смиренное состояние человека, и только из этого состояния может последовать раскаяние, а затем и изменение, обновление жизни.

"Смиритесь..." Покаяние, а затем и обновление совершается при помощи Божией.

Иак. 4,11-12: "Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?".

Смирение не может мириться со злословием, с судом над ближними. К кому конкретно эти слова обращены, толкователи разошлись. Одни считают, что это увещание обращено к тем, кто стремится дружить с миром, другие же – что оно было обращено к тем христианам, которые обличали своих собратьев в их стремлениях к благам мира, на что якобы указывает новое обращение братии. Случаи злословия и суда (осуждения ближних) стремящихся к наживе имели место. "Злословить" – говорить против кого-либо что-либо злое – здесь характерная черта злословия вытекает из желания навредить ближнему. Григорий Двоеслов: это вытекает из состояния ненависти к ближнему. Это злословие мыслимо только при отсутствии смирения.

"Судить" рядом с глаголом "злословить" указывает на то, что имеется ввиду злой суд, суд как осуждение. По контексту, речь идет не о внутреннем суде, о суде в своем собственном сердце, речь скорее идет о публичном суде, на что указывает глагол "злословить" – публичное злословие. Такой суд в устах христианина недопустим, т.к. он идет вразрез с добродетелью христианского смирения, тем более, что судится и злословится брат по вере. Но этого мало. Кто так поступает, тот злословит и судит самый закон Божий, разумеется закон любви, т.е. они нарушают закон любви. Есть мнение, что под законом апостол Иаков мог подразумевать заповеди ВЗ, специально направленные против злословия и осуждения (Лев. 19,15-18). Другие считают, что вряд ли это справедливо, т.к. так поступающие христиане выходят из ряда исполнителей закона и становятся в разряд судей: "ты не исполнитель закона, но судия".

Есть разные мнения, почему отвергающий закон назван судьей.

1. Потому что он судит закон.

2. Потому что он является судьей людей.

3. Потому что он делает себя и судьей, и законодателем.