1,19 – отсюда начиная, Иаков говорит об отношении человека к Богу, к слову истины: если Бог возродил человека словом истины, то всякий человек должен относиться к слову истины правильно. Буквально с греческого – "то, что не скрыто". В ВЗ под "истиной" понимали верность Завету – союзу с Богом. В НЗ истина связана со Христом. Пс. 131,11 – "клятся Бог Давиду в истине". Истина связана с верностью Бога, с праведностью иудеев и верой их в обетования. Но всегда истина связывалась с законом. "Люди истины" (библейское) – люди, верные Заветам Бога, "боящиеся Бога", праведные. "Ходить в истине" – соблюдать с верностью закон Господень. Истина связывалась с замыслом Бога, с Его тайной. Дан. 10,21: истинное писание то, в котором начертан замысел божий, это – откровение Бога. "Аз есмь истина". Еф. 4,21 – истина в Иисусе. Апостол Павел заменил евр. "истина закона" (Гал. 2,5,14) на "слово истины" и "истина Евангелия" (Кол. 1,5; Еф. 1,13). Истина – слово Божие, проповеданное апостолами. Принятие истины Евангелия происходит через веру (2Фес. 2,13). Достичь познания истины означает принять благую весть Христа. Верующие (1Тим. 4,3) это те, кто познал истину. Эта мысль проходит и по соборным посланиям (Иак, 1Пет. 1,23 – "верующие возрождены словом истины"). Иак. 5,19 – не надо отходить от однажды принятой истины. Ин. 14,17: истина – это слово, с которым обращается к нам Сам Христос; и это слово должно привести человека к вере.
Христос возвещает пришествие Духа истины, а дело Духа – свидетельствовать о Христе (ин. 14,26; 1Ин. 1,5-6). Творить истину – принять истину Христа как свою собственную. «Ходить в истине" – ходить по заповедям любви. Истина для верующего влечет обязательства апостольского характера: "Христиане – соработники истины" (1Ин.), т.е. способствующие распространению Евангелия. Итак, истина в НЗ – это Евангелие, слово Христа, слово, освященное Духом, его мы принимаем верой, чтобы наша жизнь преобразилась.
В целом это истина спасения. "Диакония истины" – современный термин: 1979г, папа Иоанн Павел II и его энциклика "Искупитель человека" – это участие в тех общих усилиях, которые предпринимает человечество, чтобы достичь истины. Этот термин напоминает, что всякая частная истина – это лишь этап на пути к общей Евангельской истине. Это участие в целом познании природы в общей науке.
15 октября 1998 года – новая энциклика папы "Вера и разум"; её цель – вернуть доверие к истине в целом и к евангельской истине в частности. Эта энциклика определяет человека как того, кто непрерывно ищет истину. Отношение к слову истины Иаков рассматривает с 2‑х сторон:
1. "положительная" сторона – внимательное изучение;
2. "отрицательная" сторона – человек должен избегать мысли, что он всё постиг, всё знает – такое мнение не для христианина. Ещё Сирах (5,13) говорил: "будь скор в слушании твоем и отвещавай ответ".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.