Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 15

Надо учитывать, двуязычный характер Галилеи. Здесь проживало немало греков, были даже греческие города, Иаков мог знать 2 языка. Позднее он стал именно предстоятелем Иерусалимской Церкви, и ему приходилось общаться с иудейскими паломниками, которые приходили на праздники. Он по долгу службы должен был иметь контакты с иудеями рассения, проживающими в разных частях тогдашней Римской империи, и большинство из них говорило, конечно, на греческом языке. С этими паломниками он мог вступать, как иудей с иудеем, в разговорную полемику, а потом и с христианами из иудеев. В этой полемике, по мнению исследователей, он и развил своё мастерство «риторического стиля».

Есть основания полагать, что он мог иметь и человека, хорошо знающего греческий, своего «греческого секретаря» или переводчика для общения с иудеями, забывшими арамейский язык. Киттель предполагает, что Иаков записал послание с помощью эллинизированного христианина из Евреев, может быть, даже этот человек был из окружения архидиакона Стефана.

Мнения относительно секретаря-редактора придерживается и Дибелиус.

В целом позднее написание послания каким-то неизвестным иудеем-христианином не доказано.

4.  Время, повод, цель, место написания послания

В послании нет указаний, чтобы можно было определить время написания, поэтому одни исследователи стоят за раннее время написания, начиная даже с 35 года до 50-51 годов, другие стоят за позднее написание послания и относят его к концу жизни ап. Иакова (61-63).

Поклонники позднего написания приводят такие основания.

1. Послание (1,1) предполагает широкое распространение христианства между иудеями рассеяния, что, якобы, немыслимо для ранней датировки послания.

Им возражают, что после Вознесения Христа, даже если прошло 10-15 лет, христианство распространилось среди иудеев рассеяния, и именно прежде всего среди иудеев. При этом, высказывается мнение, что более верное представление о Мессии сохранилось именно у иудеев рассеяния, которые быстрее принимали христианство, чем палестинские иудеи. Связь между Иерусалимом и иудеями рассеяния была активной. Филон Александрийский писал: «Многие тысячи из многочисленных городов прибывали на каждый праздник в храм: одни по суше, другие по морю, с востока и запада, с севера и юга». Примерно то же самое говорит и Иосиф Флавий. Книга Деяний говорит о принятии христианства иудеями рассеяния.

13.10.98

Ссылка на книгу Деяний, которая говорит о принятии христианства иудеями рассеяния, тем более, что после убиения первомученика Стефана, как говорят Деяния, многие христиане оставили Иерусалим (в 8-й главе), а в 9-й главе уже упомянуто, что они в Дамаске. Деятельность ап. Павла направлена на обращение в христианство иудеев рассеяния (Гал. – вплоть до Аравии).

2. Послание Иакова упоминает о пресвитерах (5,14) во множественном числе. Это естественно, множество пресвитеров в странах рассеяния. Могло ли быть много пресвитеров в 50-е годы? Им возражают, что, если были христиане, то были и пресвитеры. В Деян. 14,23 ап. Павел ставил пресвитеров, это было ещё до Апостольского Собора. На Соборе упомянуты пресвитеры, которые не были поставлены ап. Павлом – иерусалимские. Полагают, что эти пресвитеры были поставлены именно Иаковом, епископом Иерусалимской Церкви. Видимо, и ап. Иаков, и ап. Петр ставили пресвитеров и для иудеев рассеяния, которые приняли христианство и пребывали в Иерусалим на праздники. А после убиения Иакова Зеведеева (ок. 44 года) апостолы разошлись из Иерусалима, и могли рукополагать пресвитеров вне Иерусалима.

3. Описанная жизнь в послании иудео-христиан представляет такие недостатки, которые не могли иметь место на первых порах существования иудео-христианских обществ. Им возражают, что вряд ли стоит идеализировать жизнь первых христиан, хотя писатель и говорит, что у первых христиан было сердце и душа едины. Это на первых порах, а спустя 15-20 лет? По Деяниям мы знаем, что в начале жизни Церкви были недостойные члены (как Анания и Сапфира).