Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 69

Последнее мнение перекликается со смыслом 12 стиха, где речь идет о том, что есть один Законодатель и Судия. Отвергающий закон любви, по Иакову, становится как бы на место Бога, восхищает права Самого Бога, ибо только Бог есть и Судья, и Законодатель в собственном смысле, "могущий спасти и погубить". Итак, это место направлено против ложных судей и законодателей, которые попирают права ближнего. Начиная с 13 стиха, апостол Иаков дает нам частное обличение.

Иак. 4,13: "Теперь послушайте вы, говорящие: ,сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль'".

Это обличение не торговцев как таковых, а тех, кто заражен духом корыстолюбия и наживы, каковыми являются, прежде всего, торговцы (4 глава) и богатые землевладельцы (5 глава).

Торговцы обличаются в их гордой самоуверенности, которая, видимо, может быть понятна только при высокой степени привязанности к миру и забвении Бога. В погоне за наживой они думают, что в их распоряжении находится всё: и время, и жизнь, и достижение желаемых целей – всё вместе взятое говорит об их гордой самоуверенности.

Иак. 4,14: "вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий".

Человек не может знать даже того, что его ждет завтра, а это говорит о непрочности человеческого существования. Что есть ваша жизнь? – это пар (дым, туман). Славяно-русское "пар", скорее всего, самое слабое слово из этого ряда слов, потому что пар не исчезает, а собирается, а потом проливается на землю в виде дождя. Поэтому другие предпочитают переводить как "дым", ссылаясь на Пс. 101,4, где с дымом сравнивается человеческая жизнь. Рассеивающий и бесследно исчезающий дым может служить прекрасным символом непрочности человеческого существования. Некоторые иногда переводят как "дыхание", говоря, что дыхание человеческих уст особенно быстро рассеивается в холодном воздухе, что придаёт особое значение этому образу.

Иак. 4,15: "Вместо того, чтобы вам говорить: ,если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое'".

Если бы торговцы были бы настроены по-христиански, то от них бы слышались смиренные слова, невысокомерные, всё ставящие в зависимость от благой воли Божией, поэтому он и говорит им, как они должны выражаться: "если угодно будет...". Эти слова говорят, с одной стороны, о непрочности, о недолговечности нашей жизни, с другой стороны, показывают зависимость человека от Бога. Итак, не только ваши дела, но и вашу жизнь ставьте в зависимость от Бога.

Иак. 4,16: "вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло".

Речи, размышления и дела торговцев вытекают, по апостолу Иакову, из тщеславия, надменности – в целом из их гордости. Отсюда эти речи и слова, которые он привел в 13 стихе. Здесь речь идет о гордости житейской, о которой говорит и апостол Иоанн Богослов (1Ин. 2,16). У апостола Иакова мн.ч. указывает на различные проявления чувства гордости житейской при различных обстоятельствах и случаях в жизни, ибо она одна и та же, но меняется в своих оттенках, смотря по тому, чем она возбуждается и проявляется. Но как бы она ни проявлялась, как бы она ни модифицировалась, всякое такое тщеславие есть зло.

Иак. 4,17: "Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех".

Иаков дает общее заключение всего отдела. Знать, как поступать – хорошо, а знать и не поступать – это грех. По всей вероятности, апостол оставляет незнающим какую-то надежду, что незнание может быть извиняющим обстоятельство.

Обличение богачей и земледельцев (5,1-6).

Иак. 5,1: "Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас".

В 1-м стихе он призывает богачей к плачу и рыданию. Язык оригинала обозначает сильный плач, проникнутый ужасом. Некоторые считают, что это – призыв к покаянию, но другие считают, что плач, проникнутый ужасом, не может быть плачем покаяния, это скорее плач несчастья. Поэтому думают, что апостол Иаков, обращаясь к богачам этими словами, как бы хотел возбудить в них другой плач – плач покаяния, но это не является призывом к мести, к злорадству.