Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 23

7 ст. Сомневающийся даже и мечтать не должен, что Бог исполнит его просьбу. Во всех греческих кодексах стоит слово "кириос" – Господь, в то время как в славянском – "от Бога". Славянский перевод следовал за 5‑м стихом, где говорилось об Отце, а в 7‑м стихе – об Иисусе Христе. Слово "Господь" у Иакова означает не только Иисуса Христа, но и Бога-Отца (4,10,15; 5,4,10). Это у ап. Павла Кириос прилагается обычно к лицу Иисуса Христа. Приложение названия Кириос и к Богу-Отцу толкователи объясняют особенностями его воззрения. В ВЗ Кириос употреблялось к названию Иеговы – Богу-Отцу. В НЗ Кириос преимущественно прилагается к Сыну. Ап. Иаков соединяет это в одно гармоническое целое.

8. ст.: "Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих". Чтобы сильнее указать на необходимость молитвы с твердой верой, ап. Иаков здесь называет сомневающегося человека двоедушным, т.е. у подобного человека замечено душевное разделение даже в молитве, которая требует полной сосредоточенности человеческой души перед Богом. Поэтому подобное разделение он и называет двоедушием, т.е. одна часть души стремится к Богу, а другая – в противоположную сторону – к миру. Такой человек неустойчив в своих путях. Выражение "во всех путях" библейское (гебраизм), и в Библии употребляется для обозначает всю деятельность человека (Пс. 90,11; Иер. 16,17).

9-10 ст. В этих стихах в положительной форме восполняется мысль о том, что молитва христианина о мудрости с верой должна быть лишена всяких колебаний, и христианин не только не должен сомневаться во время молитвы, но напротив, должен проникнуть радостного сознания высоты своего христианского состояния, сознанием полностью исключающим всякое раздвоение и сомнение. Т.к. единству христианского сознания внешнее положение, внешнее состояние человека, из которых ап. Иаков ставит на 1‑е место богатство и бедность. Ни богатство, ни бедность не должны разрушать единство христианского сознания. Некоторые толкователи под именем "богатого", т.к. он не называется "братом" считают не только не христианина, но и гонителя христиан. Но под "богатым" несомненно понимается богатый христианин. Если это так, то у толкователей возникал вопрос, что за унижение, которым должен хвалиться богатый христианина, в то время как бедный должен хвалиться своей высотой. Т.к. бедным нечем хвалиться, кроме своего положения, то под словом высот понимают именно христианское знание, достоинство христианина, а не его бедность. В соответствии с этим и под унижением богатого разумеют не его богатство как таковое, но также и его христианское звание. Звание христианина может быть названо и высотой, и унижением (с христианской т.зр.). С христианской точки зрения, звание христианина – высота, а с точки зрения мира – это унижение (в то время так думали). С точки зрения мира, бедный христианин в своём положении низок, но с христианской точки зрения он имеет достоинство последователей Христа. Богатый, стоящий высоко как богатый, но как христианин, с т.зр. этого мира, он стоит низко, как исповедающи вру в распятого, которая проповедует смирение, кротость, а это считал признаком слабых, бедных, нищих. С христианской же точки зрения, о ап. Иакову. Это – унижение такого свойства, что им можно только лишь хвалиться, ибо оно совпадает с высотой бедного и имеет непреходящее значение. Т.о. высота бедного и унижение богатого в сущности одно и то же. Богатый должен хвалиться лишь званием христианина, ибо, как богатый, он погибнет (когда-то придет его конец), он ничего, как богатый, не приобретет для вечной жизни. Это апостол раскрывает в следующих образных выражениях: он пройдет, как цвет на траве (речь идет о богаче, а не о богатстве богача, здесь, видимо, нет речи о разорении богача, речь идет о его смерти. Подобная мысль не является новой в Библии, подобные места и в псалтири, в книге Иова. Сравнение богача с цветком весьма подходяще, ибо тогда говорили, с т.зр. мира: он живет, как цветок среди людей.