Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 22

"Просто" (a`plw/j) есть другие варианты: "благосклонно, щедро, обильно, невысокомерно". Славянский перевод: "нелицеприемне". В русском переводе "просто" – дает, чтобы дать, "без всякой другой мысли". Ап. Павел также коснулся этой темы Рим. 12,8: "раздаватель ли, раздавай в простоте".

27.10.98

В понятии "простота" можно найти следующие моменты. Если это касается ребенка, то это – неопытность, порой неосмотрительность, в то же время, послушание, отсутствие расчетливости, искренность, которая исключает всякую недоброжелательность как во взглядах, так и в действиях. В целом можно говорить, что простота противопоставляется или рассудительности, или двоедушию. По Евангелию, простота обязательно должна быть связана с мудростью. Как говорил Премудрый, кто ищет Бога, должен избегать всякого двоедушия. Псалмопевец (118,113) вместе с апостолом Иаковом (4,8) говорят, что ничто не должно раздваивать сердце человека. Такой человек, по Деян. 2,46, принимает в простоте сердца дары Божии и даёт без расчета, с искренней любовью (Рим. 12,8; 1Пет. 1,22). Взгляд его прост, он считается только с волей Бога и Христа (Кол. 3,22; Еф. 6,22). По Библии, простота символизируется простотой голубя, а голубь – скорее всего символически означает любовь Божию, нисходящую на землю.

У ап. Павла есть выражение: раздаватель ли – раздавай в простоте (Рим. 12,8). В "Завете Иссахара" (апокриф) сказано: "Всякому бедному и нуждающемуся я давал блага земли в простоте сердца". В этих местах характеризуется состояние души истинного благотворителя. Состояние души простое, в душе дающего нет раздвоения. Нужда и бедность просителя настраивает душу благотворителя на желание помочь. В душе помогающего нет сторонних соображений, т.е. не преследуются иные цели или интересы. Он помогает из одного сочувствия нуждающемуся.

Иное настроение ложного благотворителя – он преследует иные цели. Для него нужда просителя – не самое главное, поэтому и настроение его не может быть простым, оно представляет собой нечто сложное, поэтому давать просто – значит без сторонних мыслей. Если Бог дает без каких-либо условий, то Он и не может попрекать благодеяния; упрекать благодеяниями, оказанной помощью, может только человек расчетливый, помогающий с эгоистическими целями.

6 ст. По мысли ап. Иакова, Бог не может быть причиной неисполненного просимого, но только при условии, что человек будет просить с верой. Кто желает получить, тот должен просить верой. По словам Иакова, эта вера должна быть чуждой всяких сомнений. Сомнения не представляют собой что-то противоположное вере, это не неверие, это скорее какая-то часть неверия, это колебание, это неустойчивость. По Иакову, молитва христианина должна быть чуждой колебанию, она должна быть твердой, устойчивой. По Иакову, как Бог благотворит просто из сострадания, так и просящий человек должен верить и быть уверен. Без такой уверенности человек не может надеяться на исполнение своей молитвы, т.к., молясь без уверенности, он, по Иакову, подобен морской волне, ветром поднимаемо и развеваемой. Этот образ – не только простое сравнение, но и доказательство непостоянства духа. Это состояние исключат дар Божий, ибо оно говорить о двойстве души человека, разделенной между Богом и миром. Настроение, по словам толкователя, которое гибельно отражается на всяком деле человека. Сомневающийся не получит просимого, потому что просит Бога как бы между прочим, он не видит в Боге единственной точки опоры и помощи. Т.е. он просит Бога не просто от всей души, посему и Бог, дающий только просто, не может подать боящемуся сердцем.