Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 8

Иаков, брат Господень, отличен от Иакова Алфеева даже если последний есть сын Клеопы-Алфея и Марии(?).

Многие протестантские ученые думают, что братья Господни – это сыновья Божией Матери и Иосифа Обручника, рожденные после Христа, и ссылаются на Мф. 1,25 и Лк. 2,7. Это уже рационализм нашего времени западного происхождения. Против указанного взгляда говорит вера всей Церкви в приснодевство Божией Матери, и большинство ученых склоняются к тому взгляду, что братья Господни – это дети Иосифа от первого его брака. Такого мнения придерживаются большинство древних церковных писателей.

Иаков, брат Господень, был, несомненно, старшим из братьев. В Евангелии он всегда упоминается первым среди братьев. Как сын Иосифа, мужа праведного, Иаков был воспитан «в законной праведности». Быть праведным, отмечают исследователи, у евреев означало не только быть честным, добросовестным и прямодушным, но также иметь особую заботливость о тщательном исполнении всех требований Моисеева закона. Отмечают, что, скорее всего, в семействе Иосифа царила атмосфера строгого иудейства. При этом вспоминают путешествие святого семейства в Иерусалим, когда Иисусу исполнилось 12 лет, и многие считают, что, возможно, именно эта строгость в исполнении еврейского закона и была причиной того, что братья Иисуса не верили сначала в мессианское достоинство Христа. Может быть, они не были согласны со Христом в том, что Христос пренебрежительно отзывался о преданиях старцев, нарушал, с их точки зрения, левитские предписания: общался с грешниками, не соблюдал субботу, иногда игнорировал различие между чистым и нечистым по иудейскому обычаю. С их точки зрения, Он отходил от иудейского идеала, и каким Он тогда, с их точки зрения, мог быть Мессией? По этому и имеется прямая фраза у Иоанна Богослова и намеки у синоптиков, что братья Господни не верили в Иисуса как в Мессию. Мало того, Христос Сам говорил, что пророка в своем отечестве не бывает, но открытого протеста против него не было из-за того, что Он отступал от закона. Ученые пытаются объяснить, почему за Его радикализм Его не побили камнями или, в крайнем случае, судить. Видимо, они невольно чувствовали и видели, что, несмотря на кажущееся нарушение нарушение предписаний закона, они видели в Нем нравственную безупречность, чувствовали Его необыкновенную силу. Только в Деян. 1,14 мы встречаем братьев Христа по плоти среди верующих вместе с 11‑ю апостолами и Божией Матерью. В какой момент они признали Его Мессией? Отмечают, что чтобы убедить их, видимо, нужно было нечто необыкновенное. Таким необыкновенным событием могло быть только Воскресение Христа и явление Его (по апостолу Павлу особо) Иакову, старшему из братьев. Полагают, что явление Иакову прежде всего убеждает его лично, а затем оно повлекло за собой обращение и других братьев. Постепенно их иудейство уходит на задний план.

Иаков до признания Иисуса Мессией стремился к оправданию (к святости) посредстом исполнения моральных предписаний закона (акцент именно на моральные предписания закона, а не на обрядовые или догматические). На христианство он, видимо, взглянул именно с этической стороны, именно что христианство – это, прежде всего, праведная жизнь, а не какая-то доктрина или догма, и не обрядоверие. Об этом ясно свидетельствует его послание, лишенное всякого умозрения и имеющее ввиду только нравственную жизнь христианина. Нравственно-практическая почва христианства и иудаизма близка. Цель нравственной жизни и там, и здесь – нравственное совершенство. «Почва» близка, в то же время, есть различия в основе, поэтому у Иакова при нравственно-практическом взгляде на христианство не слишком заметны (хотя они есть), не бросаютя в глаза чисто христианские взгляды. Как выразился один толкователь, они не бьют в глаза. Послание Иакова в нравственных предписаниях стоит близко к нравственным книгам Ветхого Завета. Это вовсе не значит, что Иаков, брат Господень, не усвоил чисто христианских истин. Основа его, как отмечают толкователи, христианская: для нравственной жизни необходимо возрождение Евангелием; нравственная жизнь в христианстве не есть дело принуждения, а свободы (1,25; 2,12), совершенствование христианина, его оправдание совершается только через союз со Христом, только в живой и деятельной вере. Другими словами, отмечают исследователи, он имел правильные, верные догматические воззрения на Личность Основателя христианства – Иисуса Христа. С одной стороны, Он верит в Бога – Единого Законодателя и Судью. Однако, и Христа он представляет Судьей, пришествие Которого близко. С одной стороны, он как-то объединяет иудейство и христианство на нравственно-практической почве, в то же время, он смотрит на христианство, как на нечто новое. Этим объединением на нравственной почве ВЗ и НЗ св. Иаков свидетельствует о то, что и нравственный закон ВЗ обязателен для христиан.