Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 26

Апостол Иаков указывает действительный повод искушения: похоть человека. Некоторые под похотью понимают первородный грех. Имеется ввиду такое греховное стремление, которое хотя и имеет свое основание в первородном грехе, но оно развивалось и окрепло под влиянием свободной воли человека. Пока есть лишь одно греховное состояние, но человеческая воля не дала согласия на него, греха ещё нет, но он где-то рядом, он возможен. Апостол Иаков допускает фразу: человек, увлекаясь собственной похотью. Сама фраза в её греческом оригинале: "извлекать, вытаскивать", употреблялась в языке рыболовов, звероловов и обозначала извлечение добычи. Потом или параллельно эта фраза обозначала действие блудницы, извлекавшей человека из его обычного нормального состояния. По мнению толкователей, в данном случае этот глагол взят из второго употребления, о чем свидетельствует последующая речь апостола Иакова, где употреблены образы зачатия и рождения. Видимо, тогда смысл такой: похоть, как блудница, извлекает человека из его обычного, нормального состояния.

"Обольщаясь". Опять фраза употреблялась у греков в указанных выше направлениях. Речь идет о ловле рыбы посредством удочки, на крючок которой насаживалась наживка, а в более широком смысле для обозначения приманки в целом, и особенно блудниц. Т.е. пока человек не поддался греховному влечению, не клюнул на приманку плоти, грех ещё не совершен. Но если человек дает согласие на прельщение похотью, когда происходит перелом в воле, похоть, по словам ап. Иакова в 15‑м стихе, зачинает, т.е. происходит грех в зародыше.

15 ст.: "похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть".

Воля служит активным, оплодотворяющим началом, а похоть пассивным, и только после этого начинает вырисовываться образ греха, и когда грех определился, это значит, что он родился. Под "рожденным грехом" не обязательно понимается как рожденный ребенок, а скорее определенное греховное направление в воле человека. Он может вовне и не родиться, но внутри он родился, также как и ребенок, хотя и не родился, н в утробе матери он уже ребенок. Сделанный грех рождает смерть. Этой фразой ап. Иаков лишний раз подчеркивает, что искушения происходят не от Бога, т.к. от Бога происходит только жизнь. Выражение "сделанный грех" одни понимают как переход греха из области внутренней во внешнюю, от мысли к делу. Этой мысли придерживается славяно-русский перевод. Но тогда получится, что по апостолу Иакову внутреннее греховное состояние не приводит к смерти, а это вряд ли верно, ему также присуща мысль, что внутренний грех есть грех, поэтому другие считают, что под "рожденным грехом" нужно понимать грех, получивший определенный образ, а этот образ относится как к внутреннему состоянию, так и внешнему. Сделанный грех – это тот грех, который уже зародился в человеке, может быть даже уже охватил его. Это грех, добавляли аскеты, который становится страстью, который покоряет всего человека. Есть ещё оттенки. Кальвин понимал, что речь идет о всей греховной жизни человека. Другие настаивают, что это определенный грех, который возобладал над человеком, поэтому он и рождает смерть. Сделанный грех – это грех, достигший полного развития.

16-17 стт.: "Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.

Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены".

Здесь также продолжается мысль Иакова или даже доказательство мысли, что от Бога не могут происходить искушения ко злу, а только доброе и совершенное. Для апостола Иакова это настолько ясно, что в 16-м стихе он оставил оборот : "Не обманывайтесь". Подобные выражения (не обманывайтесь...) употребляются в НЗ перед самым ясным обнаружением заблуждения. Итак, относительно даяния и дара. По Библии, всякий дар происходит от Бога. Начало всего творения есть Бог (Пс. 103). – Бог дает всем пищу и жизнь. Одна из первых обязанностей человека – открыться этим дарованиям. В ВЗ дары Божии в целом сводятся к обетованиям, и многие богословы их рассматривают скорее всего как прообразы окончательного дара, Мессии искупителя. Дары Богу – это, в основном, первые плоды, десятина, жертвы. Есть рассуждения и о взаимных дарах помощи друг другу. В НЗ дар Божий – во Христе, а также дар Богу во Христе. В НЗ проводится мысль о безвозвратных дарованиях (Деян.: блаженнее давать, чем принимать).