Поэтому нет оснований сомневаться в ранней датировке этого послания. Есть предположение, что именно только до Собора Иаков мог обратиться с посланием к иудео-христианам без упоминания о языко-христианах, ибо после Собора, когда двери в Церковь Христову для язычников были открыты, и особенно после проповеди ап. Павла среди язычников, вряд ли Иаков мог найти чистую иудео-христианскую общину для обращения к ней с посланием, при этом игнорируя христиан из язычников, а он ни словом не упомянул о них. На апостольском Соборе ап. Иаков не выступает за обособление одних от других, поэтому думают, что, скорее всего, он написал до Собора, когда не было христиан из язычников или были единицы. Кроме того, эти единицы христиан из язычников до Апостольского Собора скорее всего обрезывались до принятия христианства и принимали закон Моисеев в целом, и ничем не отличались от иудеев, ставших христианами. Мы помним из Деяний случай, когда апостол Павел во время 2-го миссионерского путешествия (даже после Собора), прежде чем взять с собой Тимофея, обрезал его "ради иудеев".
В пользу раннего происхождения послания говорит то обстоятельство, что христианство в нём понято с этической точки зрения, именно так, как оно представлено в беседах Христа, т.е. писатель находился под живым впечатлением бесед Христа. Как мы знаем, послания ап. Павла уже отличаются религиозно-философской аргументацией, мы не видим здесь полемики между ап. Павлом и Иаковом относительно оправдания, там только фиксация.
Итак, в целом, одни датируют послание до Собора (35-49гг.), находя в нем раннехристианские элементы: начальную стадию развития общины, едва намеченную христологию, надежду на скорое второе Пришествие. Другие стоят за более позднюю датировку, незадолго до мученической кончины Иакова (после 62 года).
Но есть и третьи, которые датируют послание последними десятилетиями I века, полагая, что оно возникло в еврейско-христианской общине, в среде Палестины или Сирии, а может быть даже Египта. Интересно, что именно в Египетской Церкви впервые появились высказывания в пользу подлинности этого послания.
Иногда можно встретить мнения, что это произведение II века.
Есть мнение, что, якобы, поводом к написанию было недовольство иудеев римлянами, которое окончилось иудейской войной и падением Иерусалима. Эти богословы ссылаются на Иак. 4,1-3, якобы здесь затушеванное упоминание о мятежах в смысле столкновения иудеев с римлянами. 4,7 толкуется в смысле приглашения Иакова к повиновению римским властям. 5,1 – якобы бедствия разрушения Иерусалима. Большинство толкователей считает это натяжкой.
Скорее всего, поводом к написанию послужили недостатки в нравственной жизни христиан, которые стали известны Иакову. Основным недостатком в жизни этих общин было холодное, чисто теоретическое отношение к христианству, без проникновения его духом.
Отсюда и конкретные недостатки: испытания печалили их, а не радовали, и часто эти испытания становились искушениями для них, иногда вели ко греху. Грех лицеприятия был налицо, легкомысленное стремление к учительству при отсутствии истинной мудрости, пристрастие к земным благам, злословие, гордость житейская, жестокое обращение богатых к бедным, ропот на ближних, наконец, употребление клятв. В целом, по посланию, это – раздвоение души между Богом и миром. Это раздвоение – результат рассудочного, теоретического и в целом неполного усвоения христианской истины. Всё это было присуще, как говорит ап. Иаков, 12-ти коленам, сущим в рассеянии, т.е. первоначальному иудео-христианству. Некоторые толкователи добавляют к этому, что эти недостатки, в целом, коренятся в природе иудейской нации. Другие не соглашаются и говорят, что это может быть присуще любой нации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.