Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 50

Итак, человек оправдывается не делами закона, а только верой? Если взять прямое значение этого выражения, то можно допустить мысль, что дела сами по себе не могут послужить для оправдания, а если их вязать с верой, они могут послужить оправданию и спасению. Т.к. ап. Павел дальше подчеркивает, что делами закона человек не может получить оправдание, то полагают, что в 16 стихе употреблено это не в прямом значении, а в значении, что дела не могут оправдать человека сами по себе.

Что имел ввиду ап. Павел под словами "закон"? Нет спора, что по тексту и контексту идет речь о ВЗ законе, но мы знаем, что этот закон имел 2 стороны: обрядовую внешнюю и внутреннюю. Внешняя: жертвы, обрезание, субботу, празднование Пасхи, какую когда употреблять пищу; внутренняя – вера, исполнение нравственных предписаний этого закона, и эта сторона закона требует веры в единого Бога. Мы помним ВЗ‑е изречение: люби Господа Бога твоего всем сердцем, люби ближнего твоего, как самого себя. Именно эти 2 заповеди, относящиеся к внутренне стороне закона, которую принес Христос. К внутренней стороне закона относятся 10 заповедей в ВЗ.

Что имел ввиду ап. Павел, полностью ВЗ закон или же только одну часть? По контексту скорее всего он говорит о внешней обрядовой стороне закона. Большинство согласно, что он говорит не об этической внутренней стороне, а внешней, ритуальной стороне закона. Этого мнения придерживается еп. Феофан: Внешняя сторона закона (обрезание, суббота, праздники) является исключительной особенностью иудеев, и эта сторона закона их обособляла от других народов. А требования, относящиеся к благочестию и добронравию (страх Божий, надежда на Бога, сострадание, благоворительность, терпение и др. были общими всего человеческого рода, не принадлежали только иудеям.

В послании к Гал. 2,11-14, где речь идет об упреке ап. Павла в адрес ап. Петра за то, что он сохранял обрядовый закон относительно еды, речь идет, как и в 16 стихе, именно о внешней стороне закона, поэтому, когда ап. Павел говорит о законе, что человек не оправдывается делами закона, имел ввиду внешнюю обрядность, ритуальность и не мог отбрасывать дела, совершаемые сообразно требованиям нравственного закона.

1Кор. 13,2: "Если я имею всякое познание и всю веру, а не имею любви, то я – ничто". Речь идет не об отвлеченной, абстрактной любви, а деятельной.

Еф. 2,10: "Мы – творение Божие, созданные во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Рим. 2,10-13: "Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут".

Поэтому под словами ап. Павла в 16 стихе "дела закона" понимают обрядовую сторону ВЗ закона.

Дальше как понимать слова ап. Павла "только верой в Иисуса Христа"? Верить в кого-то значит доверять ему, почитать его и стремиться исполнять его желания. Это не только признавать его бытие, но и исполнять его волю. Верить во Христа означает, что Он – Сын Божий, пришел искупить, спасти род человеческий. Крестную спасительную смерть Христа ап. Павел поставил в основание своей проповеди.

2Кор. 5,10: "всем нам должно явиться перед судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле – доброе или худое". Здесь он ставит на первом месте не веру, а добродетельную жизнь именно тогда, когда он говорит о Страшном Суде.

02.03.99