Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 53

Видимо, можно говорить, что большинство толкователей считает, что в 19 стихе ап. Павел, когда употребляет слово "закон", первый раз имеет ввиду НЗ‑й закон, а второй раз – ВЗ‑й закон, и ВЗ‑й закон умирает, как бы отстраняется НЗ‑м. Когда человек после первоначального исполнения ВЗ‑го закона принял учение Христа и начал жить сообразно новому учению, он оставляет ВЗ‑й закон и, как выразился ап. Павел, умирает для этого закона. Это, видимо, особенность выражений ап. Павла, ибо не человек умирает для ВЗ‑го закона, а этот закон умирает для него. Другими словами, этот закон становится мертвым для него.

Трудности при объяснении слова "закон" в этом стихе, может быть, происходят и от того, что, когда ап. Павел первый раз говорит о законе, он пропустил ради краткости, чтобы сказать обширнее. Он мог выразиться "законом веры", а второй раз опять, якобы, пропустил ради краткости, он мог сказать (или думал) обширнее: "умер для Ветхого Завета". Такое предположение, скорее всего, зиждется на том, что в некоторых местах своих посланий ап. Павел говорит о НЗ‑м законе как о "законе веры" (Рим. 3,27) или называет его "законом Духа" (Рим. 8,2) или "законом правды" (Рим. 9,31) и, наконец, "законом Христа" (1Кор. 9,21).

"...чтобы жить для Бога". Но и ВЗ‑й человек жил для Бога, что мог иметь ввиду ап. Павел?

1. Жизнь для Бога в ВЗ не была совершенной, она была очень привязана с разными обрядами – итак, несовершенство, потому что акцент делался на обряд.

2. ВЗ не имел полного представления о Боге, например, относительно троичности.

3. Речь идет не о знании Бога, а об искуплении. Поэтому ап. Павел имел все основания говорить, что он умер для ВЗ‑го закона и он может жить уже более совершенной жизнью для Бога или по-настоящему жить для Бога – итак, имеется ввиду искупительный подвиг Христа, который открыл человеку путь к спасению.

"Я сораспялся Христу". В РБ после этих слов стоит "," а не "." – т.о. связываются эти слова со словами 20‑го стиха, а если поставить "." то эти слова связываются с началом 19‑го стиха.

Сам ап. Павел дает ответ на вопрос о смысле своих слов в послании к Римлянам. "Ветхий наш человек распят с Ним, со Христом, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху" (Рим. 6,6). Под "ветхим человеком" имеется ввиду не дряхлый человек как таковой в физическом или нравственном смысле, а ВЗ‑й человек, который принял новое учение Христа. По ап. Павлу, когда человек принимает учение Христа, он оставляет ВЗ‑й закон, он умирает, распинается за Него, и этот закон становится уже мертвым. Если взять этот смыл, тогда после слов "я сораспялся Христу" надо ставить "." потому что этот смысл связан с началом 19‑го стиха: "законом я умер для закона, чтобы жить для Бога".

Толкователи пытаются ответить на вопрос, когда ВЗ‑й человек сораспинается Христу, когда происходит сораспятие?

При таинстве Крещения: "Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни" (Рим. 6,3‑4). Когда человек погружается в воде таинства Крещения, он погребается со Христом, выходя из этой воды обновленным. примиренным, и ВЗ человек через таинство Крещения перестает жить прежней жизнью, в нем живет (по крайней мере, должен жить) новый человек, человек Нового Завета, человек Завета Иисуса Христа. Это мнение очень четко поддерживал св. Иоанн Златоуст.

20 ст.: "и уже не я живу, но живет во мне Христос...".