Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 13

Вера. Тема затронута лишь частично. Он напоминает, что христианская вера - не просто умственное убеждение, а должна, чтобы быть спасительной, выражаться в делах, как было в случае с Авраамом, Раав. Здесь имеются близкие аналогии с ап. Павлом. Некоторые считают, что Иаков писал после ап. Павла по времени, но не испытывал непосредственное влияние Павла. Касаясь попутно помазания больных, в частности, совет больному христианину призвать пресвитеров, некоторые считают, что это - ссылка на христианский дар исцеления, другие - это ссылка на еврейский обычай посещения больных, рекомендованного Библией. Большинство же считают, что действия пришедших к больному скорее носят «спасительно-литургический (в смысле духовного спасения) характер», а не целительный.

В целом нет сомнений, что писатель этого послания - иудей. Это видно по хорошему знанию ВЗ-х наставлений, видна конкретность иудейского мышления, выразительность манеры. Писатель еврей, но христианин, что видно из упоминания в самом начале 1,1 и 2,1. Иногда высказывались мнения, что это - вставка, но эти мнения не подтверждается рукописной традицией, кроме того, всё послание проникнуто христианским духом. В писателе ощущается учитель, наставник, настоящий руководитель Церкви, он властно повелевает на протяжении всего послания. Он то настаивает, то предостерегает, то одобряет, а иногда и строго порицает, даже угрожает. Он дает указания местным Церквам.

Как мы уже говорили, согласно традиционному мнению, писателем был Иаков, брат Господень, глава Иерусалимской Церкви. Так думали многие древние христианские писатели. По словам ап. Павла, этот Иаков проповедовал в Иерусалиме (Гал. 1,9; 2,9). Воскресший Христос явился ему персонально (1Кор. 15,7), он имел большой авторитет в Иерусалимской Церкви (Деян. 15,13; 21,18). Особенно этот авторитет повысился, видимо, после оставления Иерусалима ап. Петром. Гностики из т.н. Наг-Хамади, (документы открыты в 1945 году, относятся к IV веку) утверждали, что Христос назначил Иакова Своим преемником, повелев сообщить Учение группе посвящённых, Иаков же строго соблюдал правила моисеева закона, чтобы облегчить обращение иудеев.

Есть мнение, что писателем послания был еврей-христианин 2-го или 3-го поколения христиан. По их мнению, этот человек обладал хорошей эллинистической культурой, хорошо знал ВЗ в его греческом переводе и написал послание после разрушения Иерусалима. Возможно, он воспользовался материалом, а может и устным преданием, восходящим к брату Господню, но интерпретировал его в духе современных ему требований.

Основания для подобного утверждения:

1. В послании отсутствуют ссылки и даже намеки на предписания ВЗ-го закона, а только имеются моральные наставления. Это заметно протворечит тому, что нам известно о преданности Иакова, брата Господня релиоиозным обычаям своего народа. Считается, что концепп ВЗ-го закона в послании отличается от той, какую можно было бы ожидать от Иакова. Из книги Деяний и из ап. Павла, ВЗ-й закон ап. Иакова включает не тольоко нравственные требования, но и ритуальные, в послании же - только нравственное ,об обрезании ничеего не сказанг.

Ответ критикам: в то время вопрос об обрезании вопро, видимо, вообще не стоял, поэтому он о нем не говорил. Конфликта с иудеями-эллинистами ещё не было. И в Деян., в посланиях ап. Павла Иаков выступает как примиритель, а не как фанатичный приверженец иудейских ритуальных требований. По многим местам Деяний и посланий ап. Павла, обрядность в большей степени проявилась лишь в окружении Иакова: «некоторые от Иакова», они были в большей степени иудейскими фундаменталистами, более ревностными, нежели сам ап. Иаков, Иаков не требовал обрезания от обращенных язычников. Поэтому в этом послании он не касается ритуала, его волновала нравственная проблема, и нравственный характер этого послания можно было бы ожидать от такого писателя как Иаков, который хорошо знал нравственное учение Христа. Таким писателем был ап. Иаков.