Предостерегая от стремления к учительству, ап. Иаков указывает опасность учительства: "подвергаемся большему осуждению (mei/zon kri,ma lhmyo,meqa)". Согласно синодальному переводу, греческое существительное "kri,ma" понимается в смысле "осуждение, наказание", но есть другое понимание этого слова в смысле "суждения, испытания на суде" или в смысле "суда".
Третье толкование – речь идет об ответственности.
Итак, вряд ли термин "kri,ma" означает здесь осуждение, тогда мысль была бы: "все будут осуждены и все будут наказаны. В таком случае, ап. Иаков, видимо, запретил бы всем учительствовать. Скорее всего, здесь мысль: кто учит, подвергнет себя более строгому испытанию, более строгому суду, чем неучитель.
Иак. 3,2: "ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело". Более строгий суд, который ожидает учителя, должен был устрашить тех, кто стремится к учительству, ибо с деятельностью учительства (деятельность слова) соединяется весьма многие частные грехи.
Выражение "все мы много согрешаем" одни понимают в отношении ко грехам вообще: "и не будучи учителями, мы все согрешаем много". Скорее всего, речь идет о тех грехах, которые связаны с учительством, т.е. грехи слова. Сохранить себя от грехов слова, по мысли ап. Иакова, дело весьма трудное. Не согрешать в слове – это всё равно, что быть человеком совершенным, могущим обуздать всё тело. Кто может управлять своим языком, тот может владеть и членами своего тела.
Иногда встречаются толкования, что под "телом" нужно понимать не человеческое тело, а общество христиан.
Как язык человека, так и другие члены нашего тела могут действовать в нежелательном для человека направлении, т.е. греховном. Некоторые приводят слова ап. Павла: "В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего" (Рим 7,23). По ап. Иакову, обуздание языка имеет центральное значение в этой борьбе. Это потому, что наш язык, как орган слова, выражает те или другие наши направления – мы мыслим словами. Древние аскеты добавляли, что всякий грех, возникая в мысли, очень часто облекается в образ слов. Поэтому обуздать язык – это значит достигнуть такого состояния, когда бы ничто порочное не облекалось бы в образы слов. Это в целом означало бы быть совершенным или стоять на пути к совершенству.
Иак. 3,3: "Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их". Чтобы показать, каким образом обуздание языка дает человеку власть над всеми греховными членами тела, ап. Иаков использует образ лошади. Многое зависит от филологического прочтения.
1. "Если же мы влагаем в уста коням удила, чтобы они повиновались нам, то управляем и всем их телом" – это мысль нашего перевода.
2. "Если же мы влагаем в уста коням удила, чтобы они нам повиновались, и чтобы мы ими управляли, то мы должны и с собой поступать так же".
3. "Если мы влагаем... если коней не так трудно обуздать, то о нашем языке этого сказать нельзя, это сложнее, язык не так легко обуздать, как лошадь".
Большинство отдают предпочтение 1-му мнению.
Иак. 3,4: "Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий". Это второй пример – сравнение языка с корабельным рулем. При посредстве этого маленького руля можно направлять корабль огромных размеров. Посредством обуздания своего языка, можно стать хозяином своего тела, своих греховных инстинктов. Некоторые говорят, что это сравнение имеет большое значение, т.к, несмотря на натиск волн и ветра, всё это можно "усмирить", если человек обуздает свой язык.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.