Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 41

Согласно учению Католической Церкви, человек оправдывается, спасается верой и добрыми делами. Так получилось, что добрым делам католики придают особое значение. Вопрос об оправдании и спасении, по мысли католических богословов, разрешается в связи с вопросом о грехопадении первых людей. При грехопадении человек не повредил свою духовную природу, а был лишен лишь Божией благодати, эта благодать ему опять дается искупительным подвигом Христа. Человек может и после грехопадения совершать добрые дела, и они ему защитываются при оправдании спасения. Но дальше, согласно учению католиков, человек в состоянии совершить не только то, что требуется от него в нравственном отношении, но даже нечто большее, которое и совершают святые (сверхдолжные дела). Как доказательство того, что в некоторых случаях могут быть сверхдолжные дела, чаще всего ссылаются на Лк. 17,10: "Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать", и православные, когда возражают католикам, также ссылаются на эти слова. Как говорят католики, эти дела не погибают, они хранятся в сокровищнице Церкви и находятся в распоряжении Церкви (т.е. в распоряжении главы Римско-Католической Церкви). Из этой сокровищницы папа (они говорят "Церковь") может раздавать индульгенции (букв. "снисхождение, милость") тем, у кого нет добрых дел для оправдания. Современный католический катихизис: индульгенция – "Это отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена; отпущение получает христианин, имеющий надлежащее расположение при определенных обстоятельствах через действия Церкви, которая, как распределительница плодов искупления, раздает удовлетворение из сокровищницы заслуг Христа и святых и правомочно наделяет ими. Индульгенция дается Церковью, которая, в силу власти связывать и разрешать, дарованной ей Христом Иисусом, действует во благо христианина и открывает перед ним сокровища заслуг Христа и святых". "Сокровище святых – это духовные блага, проистекающие из общения святых" – в сокровищнице святых мы имеем не накопление благ, как это бывает с материальными богатствами, но "бесконечную неисчерпаемую ценность, какую имеем перед Богом". С помощью индульгенции верующие могут получить для себя самих, а также для душ, находящихся в чистилище, избавление от временных кар за грехи. Индульгенция может быть частичной или полной в зависимости от того, освобождает она частично или полностью от временной кары за грехи. Индульгенции могут применяться к живым или умершим. Этот католический катихизис ссылается на апостольскую конституцию "Учение об индульгенциях" папы Павла VI 1 января 1967 года.

02.02.99

Лютер отверг индульгенции, потому что считал, что оправдание и спасение человека совершается не через добрые дела, а только через веру в Иисуса Христа. В своем учении он исходит из своего взгляда на грехопадение первых людей. По его мнению, при грехопадении человек полностью повредил свою духовную природу, превратился в соляной столп наподобие жены Лота. Он не был в состоянии после грехопадения сам через собственные силы совершенствоваться в нравственном отношении и только с помощью Бога и только через веру в Иисуса Христа он мог этого оправдания и спасения достигнуть. Это была реакция на крайности Римо-Католической Церкви, и он впадает в другую крайность, утверждая, что оправдание и спасение достигается только через веру.