Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 70

Какие бедствия мог иметь апостол Иаков? Одни считают, что речь идет о бедствиях разрушения Иерусалима, но в таком случае эти бедствия не могли коснуться непосредственно богачей рассеяния. В какой-то степени, могло коснуться – храм разрушен – но богатство у них останется. М.б. здесь надо понимать скоротечность человеческого счастья как такового (наша жизнь, как дым), другие добавляют, что изображенные бедствия говорят о нечто большем, чем простая потеря богатств. Учитывая, что эти бедствия в 7‑9 стихах ставятся в связь с пришествием Господа. Поэтому некоторые под этим бедствием понимают бедствия последнего суда Божия, и этот может быть далекий хронологически суд Господень представляется близким в нравственном плане, что бедствия его уже надвигаются. Сама мысль о скором пришествии Христа в НЗ книгах встречается и у других апостолов (Петра, Иоанна Богослова в 1‑м послании, Павла) и вообще между первыми христианами была распространена вера в близость второго пришествия Христова. Эту веру и разделял апостол Иаков. Может быть, поэтому некоторые толкователи полагают, что он и указывает средства елеопомазания. Это может быть как средство против смерти – не хотелось христианам умирать как бы накануне пришествия Христова, накануне открытия Его славного Царства.

Другие считают, что апостолу были также известны слова Христа о совершенной неизвестности часа пришествия Христова, поэтому елеопомазание, которое так рекомендует апостол Иаков, как средство против болезни и смерти, есть дело вполне естественное, ибо жизнь есть благо для человека, благо – это как время подготовки к будущей жизни. Иногда эти слова апостола Иакова понимали психологически, а именно как выражение религиозного напряжения и уверенности, который созерцает времена в Духе Господнем, перед которым 1000 лет как один день. Поэтому в любое время как во времена апостолов, так и сейчас, можно говорить: Пришествие Господне близко. Богословски можно рассуждать по-разному, но вряд ли богачи могли так думать о втором Пришествии Христа. Скорее всего, Иаков говорит о таком суде, который был понятен им, в крайнем случае, той общине верующих, к которым он адресует эти слова.

Некоторые делают акцент на том, что апостол Иаков говорит о том, что близость второго Пришествия к первому нужно измерять не временны,м расстоянием этих двух событий, а в том смысле, что с первым Пришествием настала последняя эпоха жизни мира – в том плане, что со стороны Бога уже всё сделано для этого мира.

Последняя эпоха может быть и продолжительной по времени, но в нравственном смысле она всегда последняя, и пришествие Христово близко по внутренней нравственной связи второго Пришествия с первым. Это последние дни не в смысле хронологическом, а последняя эпоха мира. Когда это последует, этим выражением о близости не определяется. Именно это, полагают, имели ввиду древние писатели, когда имели ввиду близость второго Пришествия.

Иак. 5,2-3: "Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни".

Многие здесь видят характеристику тех богачей, которые не пользовались своими богатствами во благо своей души, что тленным богатством они не старались приобрести нетленные небесные блага. Видимо, для большей яркости, для большей убедительности суд представлен как уже происшедший: богатство ваше сгнило, моль съела ваши одежды. Некоторые считают, что апостол Иаков делает акцент на богатство и одежду, потому что в Библии часто говорится о желании иудея украсить себя, одеть что-то очень хорошее. Одна книга ВЗ упрекает мужчин, что они надели на себя украшений больше, чем женщина, и одели на себя одежду разноцветную более, чем девица.

Золото и серебро изоржавело... Трудно судить, почему он не сделал различия между благороными и неблагородными. Некоторые полагают, что для него это значения не имело, что богатство есть богатство, а золото это или серебро, значения не имело.