В целом апостол Иаков обличает лицеприятие. Видимо, была проблема. Он обличает те недостатки в религиозно-нравственной жизни человека (лучше сказать: тех читателей), которые являются порождением, с его точки зрения, неверного отношения к Евангелию. В частности, останавливает свое внимание на пороке лицеприятия, которое было, видимо, весьма распространенным явлением среди читателей. Лицеприятие, по Иакову, не может мириться с христианской верой. Мало того, даже наличие лицеприятия говорит о некоем колебании в вере. В крайнем случае, чтобы вера не соединялась с лицеприятием. Не имейте веры с лицеприятием, имейте веру, не взирая на лица. Наличие лицеприятия у читателей говорит о том, что у них вера потускнела, ослабла, потускнела вера в прославленного Христа. Если бы воссиял в них истинный образ Христа, то не были бы заметны никакие различия в положении людей, все оказались бы равными перед Богом. Поэтому он и говорит, что читатели должны иметь веру в прославленного Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому он убеждает не иметь веры с лицеприятием. Истинная вера должна затемнить славу земных отличий людей. Это был первый стих общего характера. Во 2‑4 стихах он, чтобы не быть голословным, указывает на один из многих случаев лицеприятия – на обращение христиан с богатыми и бедными в местах молитвенных собраний. Проявление этого лицеприятия, видимо, часто имело место, поэтому он и избрал этот пример, или потому, что это проявлялось в местах, где христиане собирались вместе для христианских богослужебных собраний (синагоги,), в местах молитвы. Если здесь так происходило, то что же тогда было в обыденной жизни? – хочет, видимо, сказать ап. Иаков.
Когда он говорит, что христиане собирались, то он называет это место "синагогой". Толкователи по-разному понимают этот термин. Одни считают, что это место, где христиане собирались, готовясь к богослужениям, а не само место богослужения. Но большинство считают, что то, что описывает Иаков, это, скорее всего, место богослужения. Другие под "синагоги" понимают в целом христианское общество в разных местах рассеяния. Иаков мог иметь с высоты Иерусалима ту или другую общину того или другого города и употребил этот термин не как конкретное место христианского богослужения, а в смысле христианского общества того или другого города. Некоторые считают, что речь идет об иудейской синагоге, в которой, якобы, собирались христиане вместе с иудеями для богослужений. Но справедливо возражают, что Иаков называет это собрание "вашей", т.е. принадлежащей вам, а он пишет христианам. Наверняка в чужом месте собрания христиане не имели бы права указывать места входящим. Некоторые указывают, что под синагогой речь идет о судебных собраниях, где иногда между иудейскими старейшинами и христианами могли возникать споры. Возражение: там христиане наверняка не могли бы распоряжаться местами. Скорее всего, это место, специально предназначенное для христианского собрания. Чаще всего первоначально оно устраивалось в доме какого-то зажиточного христианина, бывшего иудаиста, и приспосабливалось к новым требованиям христианского богослужения. То, что ап. Иаков назвал христианское собрание еврейским термином – это неудивительно, ибо он – сам иудей. По аналогии с иудейским собранием, они называют место христианских собраний иудейским термином. Первоначально, может быть, было что-то общее между чисто синагогальным и христианским богослужением.
Нельзя, видимо, думать, что здесь речь идет о лицеприятии только со стороны пресвитеров или диаконского чина, которые, естественно, отвечали за ходом богослужебного собрания, потому что увещание апостола Иакова обращено вообще к читателям послания: "братья мои", – говорит он.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.