Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 32

НЗ знает этот закон, и под законом в НЗ понимается всё домостроительство спасения. Христос установил домостроительство не закона, а благодати (Рим. 6,15), ап. Павел же говорит о законе Христовом (Гал. 6,2). На богословском языке принято различать два завета: Древний закон и Новый закон. Когда речь идет вообще об истории спасения в целом, признаётся ещё один закон – естественный закон (Рим. 2,14), который относится ко всем людям, хотя в СП нет термина "естественный закон", кроме Рим., что язычники естеством законная творят. Отношение Христа к ВЗ-му закону было неоднозначно. С одной стороны, Он исполняет писаную тору, с другой стороны – противится преданию предков (устной торе), даже скажет, что период закона и пророков завершился Иоанном Крестителем (Лк. 16,16), а с этого времени Евангелие благовествуется. Евангельское вино нельзя вливать в ВЗ-е мехи, основанные на Синайском законодательстве. Христос исправляет нарушения иудеями закона, Он совершенствует его, Он выступает в образе законодателя – Он больше Моисея. Апостолы соблюдали этот закон. Когда возникла проблема принятия язычников, было принято решение в пользу язычников. В целом это решение и последовательность ап. Павла навлекло на него со стороны ревнителей закона соответствующее отношение – они были недовольны. В послании к Галатам он особо подчеркивает, что человек спасается не делами закона, а верой в Иисуса Христа: ВЗ дает только знание добра, а не силу делать добро (Гал. 7,16), он – тень будущих благ (Евр. 10,1), он дает знание греха, но не силу избавиться от него – всё это дает жертва Христа (Рим. 3,21‑26). Христос не отменил нравственный идеал ВЗ‑го закона, Он преобразовал его своим присутствием (Гал. 6,2).

Ин.Бог.: "закон" – всегда имеется ввиду ВЗ. Христос говорит: "ваш закон". Как бы в противовес этому закону Ин.Бог. употребляет слово "заповедь", и говорит, что Христос получил их от Отца, главная заповедь – отдать свою жизнь. По Иоанну Богослову, и христиане должны соблюдать заповеди любви, а заповедь всегда, чтобы мы уверовали во имя Сына Божия. Новые заповеди исходят от слова Христа. В послании ап. Иакова говорится об этом законе под углом зрения нравственных его предписаний. Это Закон, который подтвержден учением Христа, но теперь этот закон является совершенным по сравнению с ВЗ‑м несовершенным законом – законом рабства. Он называет это "законом свободы", он назовет его "царственный закон любви" (2,8).

"Свобода", освобождение человека. В Библии нет формулировки, что такое свобода, но в ней проводится мысль, что человек наделен способностью свободного выбора, когда он отвечает на то, что Бог желает от него. Библия считает человека свободным принимать решения, делать выбор. В то же время, она напоминает об ответственности человека, он сам выбирает между благословением и проклятием, между жизнью и смертью. Сирах: "если хочешь – соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность" (15,12‑15). Но, с другой стороны, проводится мысль о "суверенитете" воли Божией. С одной стороны – воля Божия, божественная благодать, с другой стороны – свободный выбор человека, его свободное послушание Богу, Бог привлекает к себе человека, но не насилует его, не принуждает. В НЗ главные проповедники христианской свободы – ап. Павел и Ин.Бог (Гал.: "к свободе призваны вы, братья", Гал.5,15, 5,1: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства»). Ин.Бог. делает акцент на истинную свободу: "истина освободит вас, если Сын вас освободит, вы действительно свободны будете".