Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 33

Какова природа христианской свободы? По ап. Павлу, она доступна всем: как рабам, так и свободным в социальном плане. Чтобы быть свободным во Христе, не надо менять своё состояние: воспользуйся лучшим, но нет категоричности, и эта свобода дана Христом, она как бы проистекает из Его победной смерти и воскресения. Верующие свободны в том смысле, что они получили возможность жить в общении с Богом-Отцом и со Христом, не будучи связанным узами ВЗ‑го закона, узами греха или смерти. Первые 3 главы послания к Римлянам он описывает власть греха над человеком, а только потом говорит о благодати Христовой: вы уже не под законом, а под благодатью. Ап. Павел также говорит о законе Христа, но этот закон заключается в любви (Рим. 13,8), и мы исполняем этот закон под действием любви: "где Дух Господень – там свобода" (2Кор. 3,17); теперь христианин ведет себя не как раб, а как сын, ибо теперь пришло время духа усыновления, а не рабства. "К свободе вы призваны, братья, но только бы ваша свобода не была поводом к угождению плоти". Свобода – это не своеволие и не распущенность – эта опасность подделки под христианскую свободу очень была сильна в христианской общине Коринфа – всё позволительно, но не всё полезно и не всё назидает. Человек даже должен отказаться от некоторых своих прав, если это требует благо брата. Ап. Иаков здесь также говорит о делах: "исполнитель дела". Если он писал иудеям, то они были хорошо информированы, что такое исполнитель дела.

Библия различает 2 аспекта в великих делах Божиих: творение и спасение. По Библии, израильский народ узнаёт Бога сначала как действующего в Своей истории. Вся история иудейского народа – это проявление дел Божиих. Только потом начинает познавать роль Бога в творении: приидите и воззрите на дела Божии (Пс. 65,36). Итак, дело Бога касается как Израиля в целом, так и отдельного человека. Даже в повседневной жизни хорошо иллюстрирует эта мысль книга Товита. Дело Бога совершенное (Втор. 32,4), верное и истинное (Пс. 32,4), глубокое (Пс. 91,5), полное благости и любви (Пс. 144,9), эти дела должны пробудить в сердце человека безграничную радость (Пс. 106,22). Это дела Божии в истории иудейского народа.

2. Дело Бога в творении в целом. Израиль восхищался тем, Кто создал небо и землю (Быт. 14,19), Кто создал горы и ветер (Амос 5,8). Бог не может презирать дела рук Своих (Иов 10,3), Бог поставил человека над делами рук своих (Пс. 8,4‑7). По Библии, человек – творение Божие; проводится мысль, что через Свои дела Бог дает человеку познать Бога как владыку природы и истории. По примеру своего создателя, человек должен быть всегда занят делом. С одной стороны, это его внутренняя потребность, с другой стороны, это божественная воля. До получения заповедей у человека были 2 главных дела, по Библии: труд и чадородие. Трудиться, чтобы обладать землей и владычествовать над ней (Быт. 1,28), трудиться, чтобы существовать (Быт. 3,19); человек призван также к чадородию (Быт. 1,28), чтобы населять землю. Человек рождается, с одной стороны, по своему образу (Быт. 5,1), но с другой стороны, по образу Божию. Это был начальный этап. Позднее, когда появились заповеди, то целью закона было предотвратить человека от всевозможных искажений. Акцент делается на дела, относящиеся к ближнему: подавать милостыню, посещать больных, погребать умерших.