Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 55

1Кор. 12,31: "Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший". В 12‑й главе он говорил о духовных дарованиях, о единстве в Церкви, и заканчивает этим стихом. Итак, он говорит о духовных дарованиях, о харизме, и говорит, что дарования даются Святым Духом. Он упоминает дарования: слово мудрости, слово знания, вера, исцеления, чудотворения, пророчества, различения духов, разные языки, истолкования языков – "всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1Кор. 12,11). А в 31 стихе ап. Павел призывает христиан проявлять ревность о дарах бо,льших. Таким дарованием он считает пророчество, но не в смысле предсказания будущего, а в смысле назидания. "Путь превосходнейший", как видно из 13 главы, есть путь христианской любви, которую он включил в область дарований, даваемых Святым Духом, и, кто идет этим путем, достигает самого высокого нравственного совершенства. Под любовью речь идет о любви к ближним.

1Кор. 13,1: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий". Относительно слов "говорю языками человеческими" одни считают, что здесь идет речь о НЗ‑й глоссолалии, о чем он раньше говорит, но большинство толкователей считают, что речь идет об естественном человеческом языке или языках – об языке общения между людьми. Тем более, что в следующем стихе он говорит о пророческом даре, значит, и в 1‑м стихе речь идет о чрезвычайных дарах. Блж. Феодорит отметил, что ап. Павел на первое место ставит дар языков, потому что Коринфяне считали его важнее других дарований. Ин.Злат. отметил: "Видишь ли, как он возвысил этот дар, и как после низвел и ниспроверг его?

"Ангельские языки" – также мн.ч. – вовсе не означает разные ангельские языки, ибо один у них язык, и человек, как телесное существо, не может говорить на языке бестелесных, и, по словам Иоанна Златоуста, ап. Павел не приписывает тела ангелам, но говорит, что, если бы я говорил так, как ангелы беседуют между собой, но без любви, то я – ничто. Т.е. здесь сравнение.

Под медью одни толкователи понимают чистую медь, другие – медь с какой-либо примесью (олово и др., когда получаются различные виды бронз). Приготовленные из меди или бронз предметы издавали звуки.

Кимвал известен в ВЗ, состоит из 2-х металлических кружков или тарелок, которыми ударяли одну о другую, употреблялся во время праздничных богослужений в Иерусалимском храме. Пс. 150: "кимвал восклицания" – видимо, особый, громогласный звук, издаваемый кимвалом. На славянском "кимвал" иногда означает церковные колокола.

Эти 2 сравнения в устах ап. Павла означают бездушную, бесчувственную вещь.

Любовь. Несколько слов, которые переводятся словом "любовь".

Ste,rgw – любить духовной любовью своих родителей, детей, отечество.

:Erwjэто любовь физическая мужчины и женщины, как наслаждение, сладострастие, похоть.

Fili,aдружба, расположение, привязанность.

VAgapa,wоказывать гостеприимство, приветствовать, принимать ласково, оказывать любовь. Отсюда древние христианские трапезы – Агапы. У ап. Павла здесь употреблен термин "avga,phn", как проявление чувства к ближнему, "идейная любовь". Отмечают, что ап. Павел здесь о любви к Богу не говорит, и он скажет о любви к Богу только в 13 стихе.

1Кор. 13,2: "Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто".

Пророчество (profhtei,a) может быть предсказание, а также наставление, проповедание. 1Кор. 14,3: "кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение", значит, и в 13,2, скорее всего, пророчество как наставление 2Пет. 2,21 тоже слово "profhtei,a" как наставление, и слово "profh,thj" – это не только пророк, но это также и наставник, учитель, проповедник.