Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 51

Когда объясняют слова ап. Павла: "Человек оправдывается не делами закона, а только верой,.." все толкователи подчеркивают, что надо иметь ввиду то обстоятельство, что эти слова он адресует иудействующим христианам или же тем, которые находились под их влиянием, с целью предотвращения их от заблуждения, что человек может оправдаться ВЗ‑м обрядовым законом. Делами закона, – пишет он, – не оправдывается никакая плоть (16 ст.). Некоторые экзегеты высказывают мысль, что ап. Павел заимствовал эти слова из Пс. 142,2, где псалмопевец Давид, обращаясь к Богу, говорит: "Не оправдывается пред Тобой ниодин из живущих" (греч. pa/j zw/n), а у ап. Павла – pa/sa sa,rx – всякая плоть, или в РБ: "никакая плоть". Выражение "всякая плоть" – ВЗ‑е, где слово "плоть" чаще всего означает "человек", т.е. "никакой человек".

Из книги Деяний мы помним, что ап. Павел дважды давал обеты:

1. При оставлении им г. Коринфа во время 2‑го путешествия: "Остригши голову в Кенхреях по обету..."

2. В Иерусалиме по совету ап. Иакова дал обет и принял участие в очищении в Иерусалимском храме.

О добровольном назорействе говорится ещё в книге Числ 6,1‑20, и можно ли в данном случае упрекать ап. Павла в исполнении им на данном этапе его жизни обрядового ВЗ‑го закона? Многие считают, что взятие ап. Павлом на себя этих двух обетов не может служить основанием для обвинения в иудаизме. Этот обет имеет, по мнению многих толкователей, моральное значение и может быть допустим с христианской точки зрения. И в христианстве определенные лица берут на себя обеты послушания, целомудрия и другие.

17 ст.: "Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха?"

Этот стих считается весьма сложным для толкования. Считают, что эта трудность зависит от того, что мысли ап. Павла в этом стихе изложены очень сжато. Когда ап. Павел стремился придать сжатость в передаче мыслей этого стиха, то он наверняка сделал в них какие-то пропуски. Полагают, что эти пропуски сделаны ап. Павлом между изречением "Если же, ища оправдания во Христе" и изречением "мы и сами оказались грешниками". Какие могут быть эти пропуски? Они могут быть такими.

1. "Если же, ища оправдания во Христе, [мы, не отказываясь от Христа, и мыслим, что поступаем согласно Его учению, но снова возвращаемся к ВЗ‑му обрядовому закону, и считаем, что через его исполнение, а не через веру в Иисуса Христа получим оправдание, в таком случае] мы оказываемся грешниками [потому что через этот обрядовый закон нельзя получить оправдание, через него мы не можем стать праведными, а остаемся грешниками. Если же, не отказываясь от Христа, и даже когда мыслим, что, согласно Его учению, мы поступаем так и оказываемся грешниками, тогда необходимо заключить, что Иисус Христос есть виновник нашей греховности, что Он есть служитель греха]".

Имея ввиду такое заключение, ап. Павел и задает вопрос: "Неужели Христос есть служитель греха?" Таким образом, полагают толкователи, ап. Павел доказывает абсурдность утверждений христиан из иудеев, что через веру в Иисуса Христа нельзя получить оправдание, что те, кто принимает и исполняет учение Христа, должны в то же время вернуться опять к ВЗ‑му обрядовому закону и стремиться к его исполнению, т.е. доказывая неправоту, он должен был допустить даже такие резкие выражения, что "Неужели Христос есть служитель греха?".

Некоторые толкователи предполагают, что в 17 стихе ап. Павел имел ввиду поступок ап. Петра в Антиохии, за что он его обличил. После того, как пришли иудействующие христиане из Иерусалима в Антиохию, ап. Петр присоединился к ним и, хотя был один из 12‑ти близких учеников Христа, исполнял заодно с пришедшими из Иерусалима ВЗ‑й обрядовый закон относительно пищи. Это тоже предположение. На вопрос, "неужели Христос есть служитель греха?", апостол Павел отвечает "никак" (слав. "да не будет!"). В своих посланиях ап. Павел несколько раз употребляет это категорическое выражение.