Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 31

21 стих продолжение. Под термином "насаждаемое слово" или "всажденное слово" одни толкователи понимают естественную способность человека, вложенную Богом, с помощью которой человек различает доброе и злое. Другие под "всажденным словом" понимают внутренний мистический свет, внутренний опыт. Большинство толкователей: из контекста вытекает, что речь идет о слове истины – евангельском слове, которое было Им проповедано, Им они начали возрождаться, и можно говорить, что оно было посажено, поэтому Иаков называет его "всажденным" – оно постоянно насаждаемое – этот процесс непрерывный. Это слово, постоянно проповедуемое им, которое возродило их, может их спасти, но для этого необходимо не просто всаждение, но и деятельное служение.

22 ст. "Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя".

Семя евангельского слова как зерно: сначала сеется, земля должна принять, произрастить, наконец – плод. "Слово всажденное" говорит об усвоении этого евангельского слова сердцем человека. "Произрасти" – проявиться в делах, без которых, по мысли ап. Иакова, спасение немыслимо.

"Исполнители слова" ("творцы" – слав.). Кто этого не делает, тот обманывает себя, неверно думая, что одно только всаждение слова будет для человека спасительным. Непроявленное вовне слово говорит о том, что евангельские слова не растут, не развиваются, остаются без плода. Некоторые толкователи перекидывают мысль этого стиха ап. Иакова со словами Мф. 7,24 относительно человека, который строит дом на песке.

23-24 стт.: "Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он".

Использован метод сравнения с тем различием, что в зеркале отражается и рассматривается внешний облик человека, а в слове Божием внутренний облик человека, нравственный облик. Двояко понимают что значит "посмотрел, отошел, забыл". Одни: речь идет о беглом, поверхностном слушателе слова истины. Другие (ближе к истине): Иаков говорит о внимательном, старательном рассматривании; тогда смысл: забвение своего вида или своего внутреннего состояния объясняется не тем, что поспешно посмотрел, а тем, что, несмотря на внимательное рассмотрение, такой человек не постарался извлечь из этого практических указаний. Человек хотя и внимательно разглядывал себя в зеркало, но не извлекает из этого должной пользы. Некоторые толкователи попутно пытаться вникнуть, какое зеркало он имел ввиду: из бронзы, меди или из стекла – это неважно. Итак, если внимательное слушание не переходит в дело, то оно также бесполезно, как бесполезно внимательное рассматривание себя в зеркало, если указания этого зеркала не принимаются в дальнейшем во внимание. Человек не должен быстро забывать своего внешнего облика, он должен сделать какие-то поправки в своём внешнем виде. Так и в нравственном виде человеку не следует забывать свой нравственный облик, наоборот, следует постоянно вносить исправления с целью улучшения.

25 ст.: "Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии".

Видимо, основной стих в этом отрывке. Итак, полезно слушание и изучение Евангелия только в том случае, если отсюда вытекает деятельное служение слову истины, которое здесь он называет "совершенным законом свободы". "Тора" – это не узкое греческое "номос", но это – учение, данное Богом людям в качестве руководства для их поведения. Это учение дано, в основном, в законодательстве Моисея. На протяжении многих веков тора упорядочивала жизнь иудейского народа во всех его проявления. Эти предписания касались нравственной жизни, юридические, обрядовые, богослужебные, социальные. В целом мы знаем, что по этим законам религиозная жизнь переплеталась с социальной, с национальной. Основа закона – это 10 заповедей. Иудеи связывали этот закон с заветом Бога с иудейским народом, и Моисей рассматривался как посредник между Богом и людьми. В более поздние времена появились толкования торы (предания предков, старцев), которые стали делить иудеев на секты. В конце концов, многие были согласны в том, что этот закон был тяжелым бременем для иудейского народа.