Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 30

Иаков знал это изречение. Внимательное изучение истины и отсутствие самомнения – важны по Иакову. Освоению истины препятствует гневное, злое настроение, по Иакову. Евангельское слово, как слово любви и благости, не может войти в душу, исполненную вражды и злости. Поэтому христианин должен быть "медлен на гнев" (но не сказано "не гневайся"). Речь идет о гневе по незначительным побуждениям. Гнев по Библии: Библия осуждает гнев из-за зависти (как Каин) или в ярости (Исав), Притч. 14,17: "гнев творит неправду". Гнев приводит к человекоубийству; 1Кор. 13,5 – гнев несовместим с любовью; Кол. 3,8 – гнев – просто зло. Но в Библии есть примеры священного гнева: Моисей не раз гневался, пророки – тоже, ап. Павел гневался, но советовал: "не мстите за себя", но дайте место гневу Божию, ибо "Мне отмщение" (Рим. 13,18). Ис. 30,27‑33: последствия греха – смерть или нечто сопутствующее (гнев Божий). Но рядом с гневом Божиим всегда милость. И ещё: там, где гнев Божий, там был и грех человеческий. Кн. Судей: 1. отступничество евреев; 2. гнев Божий; 3. обращение Израиля – деления в книге Судей. Наказание Божественное вызвано неверностью завету Божию (Ос. 5,10; Иез.). Не было бы греха, не было бы и проявления гнева, т.к. Бог не терпит греха ни в своем народе, ни вне его. Но страсть Богом не владеет, а он ею владеет, поэтому, по Библии, иудеи уверены, что их Бог – это не Бог гнева, но в целом Бог милосердия. Гнев Божий – это призыв вернуться на правильный путь, призыв быть готовым к "дню гнева". В НЗ идея гнева Божественного сохраняется: идея Маркиона была отвергнута (о всегда добром Бог). Иисус избавил нас от гнева Божия (Рим. 5,9): "мы... спасаемся Им от гнева". А Церковь Христова, избавленная от гнева, остается местом брани с сатаной, потому что (Откр. 12,12) к вам сошел диавол в большой ярости – это "подделки" под гнев Божий, ибо Царь победит новый Вавилон (Откр. 19,15).

1,20 – обосновывается мысль 19‑го стиха. В основе гнева лежит нечто человеческое, не имеющее ничего общего с правдой Божией. Это коренится в плотском человеческом сердце. Это – гнев человека, а не Бога. Т.е., по Иакову, может быть и другой гнев, который соделовает правду Божию. 5,1‑6 – Иаков говорит на эту тему: он ревнует о правде Божией, а не гневался.

1. Гнев не производит состояния праведности: или в самом гневающемся, или в тех, на которого гнев направлен.

2. Правда Божия – благая воля, закон Божий, т.е. "гнев человека не творит того, что праведно пред Богом".

3. Сир. 1,22: неправедный гнев не может быть оправдан, т.е. человеческий гнев от злого сердца не может быть оправдан. Это 3 мнения о смысле 20 стиха. "Творить праведное" – акт человеческой воли, а не ума.

1,21 – частый гнев свидетельствует о присутствии злобы, скверны в человеке, поэтому надо "отложить всякую нечистоту и принять "слово кротости". "Отложить", по Библии, снятие одежды; это образная фраза: читатели – начатки новой жизни, и они должны совлечь одежды скверны и злобы. "Скверна" с оригинала – "грязь" ("одна грязь"), "злоба" – это что противоположно кротости и смирению. Христианин должен очиститься от всего этого. Надо отложить "остаток" злобы: речь идет об остатке действительно; другие думают, что это – избыток (богатство, обилие) (но скорее всего прямое значение, т.к. еще сказано "всю" грязь). А в каком состоянии надо принимать Слово? – в новом состоянии. "Научитесь от Меня, ибо Я кроток", "блажени кроцыи". ВЗ воспевает благость Бога – это сущность, готовая всегда идти навстречу. Кротость – смиренная покорность Богу. Павел: кротость – плод духа, признак присутствия той мудрости, что свыше (Иак. 3,13). Это отличительная черта кротости Христа – благость и снисхождение, а также – его учеников и в целом последователей.

17.11.98