Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 39

6-7 стт.: "А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?"

По мысли апостола Иакова, читатели допустили 2 ошибки:

- они не почтили бедных, пренебрегли ими, не обратив внимание на призвание Богом в христианство преимущественно бедных;

- они почтили богачей – людей в большинстве случаев недостойных, ибо именно богачи проявляют насилие над христианами и "влекут вас в суды".

Толкователи сразу оговариваются, что речь идет не о преследованиях за веру, скорее по материальным соображениям: судебные дела имущественного характера, и суды или иудейские, или языческие (христианских тогда не существовало). Своим поведением богачи хулят доброе имя, которым вы называетесь. В ВЗ есть места, где речь идет о наречении имени одного над другим, а именно: Иегова над еврейским народом, мужа над женой (до сих пор сохранились народы, где после выхода замуж жена принимает имя мужа), имя отца над детьми – это говорило о принадлежности одного другому. Итак, по мысли ап. Иакова, христиане уже принадлежали Христу, Чьё имя им было дано – это имя Христос. Христиане к Нему обратились и в Его имя крестились.

Толкователи спорят, что конкретно имеется ввиду – или имеется ввиду название христиан? или собственные имена христиан? может быть, название "братья и сестры"? В любом случае, действия богатых направлены на унижение имени христиан, они хулят доброе имя. Или богачи – нехристиане, или же (большинство думают) богачи своими действиями утратили имя учеников Христовых, они не достойны носить это имя, поэтому Иаков их исключает из этого имени.

8-9 стт.: "Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, – хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками".

Он рассматривает лицеприятие с точки зрения любви к ближнему. Здесь, видимо, апостол опровергает своеобразную увертку читателей, что они так поступают, якобы, по предписанию закона о любви к ближнему, и в словах "хорошо делаете" слышится ирония апостола Иакова. Вряд ли апостол Иаков иронизировал, да и вряд ли читатели могли прикрываться заповедью о любви к ближнему, поэтому предлагают другой смысл: вы, во всяком случае, согласны с тем, что, если поступаете по Писанию: возлюби ближнего, – то делаете хорошо, но вы, в то же время, должны согласиться, что поведение с лицеприятием неправильное, даже греховное. Т.е. если верно первое положение, то правильно и второе, ибо лицеприятие есть нарушение закона любви, царского закона.

Фраза "царский закон" (no,moj basiliko,j). Почему царский?

1. Заповедь о любви дана была величайшим царем – Богом (правда, и другие заповеди даны Богом).

2. Заповедь о любви к ближнему имеет значение и для царей (но и другие заповеди должны иметь значение для царей).

3. Заповедь о любви к ближнему представляет собой царский путь (но все заповеди должны быть такими).

4. Заповедь о любви к ближнему является как бы царем всех заповедей, обнимает все заповеди, главнейшая из них.

5. Некоторые даже допускают такое объяснение, что среди других заповедей эта заповедь выступает как царь, окруженный со свой свитой, поэтому, кто нарушит эту центральную заповедь в законе – весь закон преступит.

Другими словами, этот закон и для царей, и для всех, и он занимает особое место.

10-11 стт.: "Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона".