Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 7

Против тождества ясно говорит замечание св. ап. Иоанна Богослова: братья Его не веровали в Него (Ин. 7,5), значит, эти братья не могли входить в число 12‑ти, тем более, что это упоминание дано после того, как лик 12‑ти уже был составлен, и во всех четырех Евангелиях братья Господни, как неверовавшие в Христа, всегда стоят в стороне от учеников Христа и как бы отличаются от них. Даже уже в книге Деяний (1,13-14) после обращения, когда они уверовали, но не вошли в 12, упоминаются отдельно от лика 12‑ти.

Защитники тождества и здесь говорят, что это неверие братьев можно понимать в смысле отсутствия совершенной веры, как у ап. Петра, как у ап. Фомы и даже в какой-то степени как у Божией Матери (Мк. 3,31 – когда пришли забрать Господа, когда Он проповедовал).

Неверие братьев Господа можно относить, говорят, к Иосии, Симону и сестрам, но не к Иакову и Иуде. В таком случае вольно или невольно эти ученые (в основном из католиков) искусственно и безосновательно делят братьев Господних на две категории.

Ещё одно отождествление. По восточной традиции, нет оснований отождествлять Иакова Малого, сына Марии Клеоповой, с Иаковом Алфеевым, т.к. имя мужа Марии «Клеопа», а имя отца Иакова из 12‑ти «Алфей».

Три человека с одинаковым именем «Иаков» нас не должно удивлять, потому что это имя было распространенным в иудействе.

Древнее предание в бо,льшей степени говорит о различии Иакова, брата Господня, от Иакова Алфеева. Например, «Апостольские Постановления» выделяют Иакова брата Господня из числа 12‑ти: «Мы, 12, собравшись в Иерусалиме, явились Иакову, брату Господню». В другом месте АП перечислены 12, в т.ч. Иаков Алфеев, затем добавлено: «Иаков, брат Господень, епископ Иерусалимский, и Павел, учитель языков».

Евсевий Кесарийский отличает Иакова брата Господня от 12‑ти и, естественно, от Иакова Алфеева. В другом месте своей истории он причисляет брата Господня Иакова к 70‑ти и добавляет, что Иаков, брат Господень, «первый получил епископство над Иерусалимской Церковью от самого Спасителя и апостолов».

Четьи-Минеи (23 окт.) Иаков брат Господень причисляется к 70‑ти апсотолам.

Ученые приводят и апокрифические Евангелия. Псевдо-Матфей, Евангелие от Фомы, Арабское Евангелие младенчества Спасителя, История Иосифа-древодела – они отличают ап. Иакова Алфеева от Иакова брата Господня, считая его сыном Иосифа Обручника от первой его жены. В древности это мнение поддерживали Ориген, св. Епифаний, св. Иоанн Златоуст, св. Григорий Нисский, св. Кирилл Александрийский, Амфилохий Иконийский, Амвросий, Илларий, еп. Пуатье.

В Четьих-Минеях (23 окт., 26 дек.) и в службе Иакову, брату Господню (23 окт. 2-я и 3-я стихира на Стиховне) говорится, что Иаков – один из сыновей Иосифа.

Справедливости ради надо отметить, что имеется и иное свидетельство предания: Евсевий приводит свидетельство Климента Александрийского: Иаковов было 2: один по прозванию «Праведный», сброшенный с кровли и до смерти избитый скалкой сукновала, а другой обезглавленный. Защитники тождества Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня, говорят, что, если было 2 Иакова, то это апостолы Иаков Заведеев и Иаков Алфеев. Следовательно, Иаков Праведный, по Клименту, есть одно лицо с апостолом Иаковом Алфеевым. Противники этого тождества, возражая против этого в целом сильного свидетельства в пользу тождества, приводят слова Энезедипа, которые также приводятся Евсевием: «Имя Иакова носили многие». Ссылаются и на слова блж. Иеронима: «Мы считаем братьев Господних не детьми Иосифа, но двоюродными братьями Спасителя, детьми Марии, тетки Господней, которая называется ещё матерью Иакова Малого и Иосии, которая была женой Алфея». В другом месте блж. Иероним: «Было 14 апостолов: 12 избранных Господом, 13-й – Иаков, именуемый братом Господним, и ап. Павел, сосуд избранный». По последним словам, если блж. Иероним выделяет Иакова из числа 12‑ти, значит, блж. Иероним отличает его от Иакова Алфеева или Иакова Малого, что противоречит первой ссылке блж. Иеронима. Св. Кирилл Иерусалимский отличает Иакова, брата Господня, от апостола из 12‑ти Иакова Алфеева и добавляет, что воскресший Христос явился сначала 12‑ти апостолам, а потом Иакову, брату Господню, первому епископу Иерусалимской области.