Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 34

По Иоанну Богослову, Христос говорил о Своем деле: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. Христос этими словами подчеркивает тождество Своих действий и Отца. По синоптикам дело Христа – это Его деяния, чудеса. По Ин.Бог., Христос Творящий – это значит исполняющий дело, которое Отец дал Ему совершить (5,36), и эти дела свидетельствуют, что Он не только Мессия, но также Сын Божий, Он как бы завершитель дел Отца, и своими делами и учением он пробивает свет на дела человеческие. С его пришествием следует оценивать человеческие дела с точки зрения Евангелия. Когда иудеи спросили Христа: что делать, чтобы творить дела Божии, Он ответил: чтобы вы уверовали в того, Кого Он послал. Итак, воля Божия сводится к вере во Христа. творящего дело Отца. По ап. Иакову, сами по себе дела человеческие не являются источником спасения, но они являются выражением веры. Во 2‑й главе (14‑26) он будет на этом настаивать. По ап. Павлу, есть дела веры, являющиеся плодом Духа (Гал. 5,22), и от нас Христос ждет веры, действующей любовью (Гал. 5,6). К этому сводятся все дела христианина. Поэтому Христос советует хранить светильник зажженным, умножать таланты и бодрствовать в ожидании Его возвращения. Апостолы принимают это учение, в т.ч. и ап. Иаков. Апостол Павел говорит, что мы – творение Божие, созданные во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначен нам исполнять (Еф. 2,10). Апок.: блаженны мертвые, умирающие в Господе, ибо дела их идут вслед за ними. По ап. Иакову, исполнитель дела блажен будет в своем действовании. Источник блаженства человека – Бог (блаженны уповающие на Бога). В ВЗ основной акцент на земное блаженство. Быть блаженным по ВЗ – иметь взрослых сыновей, красивых дочерей, полные житницы, многочисленные стада, хорошего царя, разумную и добрую жену, большое богатство, добытое честно, быть милосердным к бедным, иметь чистую совесть и мирную жизнь. Но это земное блаженство обязательно связано с общением с Богом. Постепенно Библия призывает оценивать жизнь человека в конце его жизни.

В НЗ заповеди блаженства дают образец христианского счастья, но отныне блаженны не богатые, не пресыщенные, не те, кому льстят, а алчущие, скорбящие, бедные, гонимые. Такую переоценку ценностей мог совершить тот, кто сам есть абсолютная ценность. В НЗ первым блаженным названа Дева Мария (ибо уверовала в то, что будет). Блаженны также кто слушает слово Божие, кто поверит, не видя, блажен Симон, которому Отец открыл в Иисусе Сына Бога Живаго, блаженны глаза, видевшие Христа, блаженны ученики, которые ожидают возвращения Христа и в Его отсутствие остаются верными и бодрствующими.

Итак, именно деятельное отношение к совершенному закону свободы немыслимо без усердного внимательного слышания и изучения слова Истины. Он употребляет слово "вникнуть". Буквально здесь "наклониться с целью рассмотреть что-либо хорошо, всмотреться с наклоненной шеей и телом".

01.12.98

"Незабывчивый слушатель и исполнитель дела" указывает то необходимое условие, может быть даже требование, при исполнении которых человек, вникший в совершенный закон свободы и пребывающий в нем, может быть блажен, но только при условии исполнении требований Евангелия. Под блаженством в данном случае разумеется блаженство в самом делании, в самом действовании, а потом уже в будущем.

26 ст.: "Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие".

Благочестие "хесе,т" (евр.) по Библии означало взаимоотношение между людьми, как правило между родственниками, иногда между союзниками, и означало, прежде всего, верную взаимопомощь, привязанность. Иногда благочестие соединялось с другим термином "эме,т" – "милость", а это уже указывало на расположение души ближе. Оба эти слова переводчики LXX перевели греческим "е,леос" – жалость, сострадание, милость, поэтому делают заключение, что сущность библейского благочестия заключается, видимо, в сострадающей доброте.