12 стих: "Теперь мы видим как бы сквозь (тусклое) стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан". Апостол Павел имел ввиду зеркало – как правило металлическое – которое не так ясно отображало образ, поэтому приходилось догадываться, отгадывать этот образ. Некоторые переводят не "гадательно", а "смутно". Эта мысль не новая, ещё в ВЗ относительно Моисея сказано, что Бог говорит с Моисеем "устами к устам, явно, а не гадательно" (Числ 12,8). Он продолжает свою мысль относительно несовершенства знания нынешнего века. Оно и ограничено, и неясно, смутно, а будущее "лицом к лицу" – образное библейское выражение означает близость и ясность в познании. Слова "а тогда познаю, подобно как я познан" редко понимают буквально, ибо человек, как существо ограниченное, не может иметь познание такое, какое имеет Бог о человеке.
13 стих: "А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше". "Пребывает" – некоторые экзегеты, начиная со Златоуста, говорили: в будущем веке вера и надежда прекратятся, и останется одна любовь. При этом, Златоуст ссылался на Рим. 8,24, где говорится: "надежда, когда видит, не есть надежда", и на Евр. 11,1: "вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом". Но большинство толкователей считают, что, если ап. Павел применил слово "пребывают" ко всем трем добродетелям, значит и все три останутся. Для нас главное, что ап. Павел заканчивает это место: "но любовь из них больше" – она обнимает другие добродетели, как бы покрывает другие части (соотношение целого к частям), и ап. Павел здесь как бы продолжает говорить то, что говорил Христос – какая главная заповедь в законе: возлюби Бога и ближнего. Итак, по ап. Павлу, это не абстракция, а любовь, проявленная в делах. Поэтому нет противоречия между ап. Павлом и ап. Иаковом, и тот, и другой учат о спасении верой и добрыми делами в целом.
Первые 12 стихов – предостережение от страсти к учительству. Там, где нет надлежащего усвоения евангельской истины, где эта истина усвоена не сердцем, не воплощена в жизнь, а только теоретически, там на место дела выступает слово. Этим многие объясняют стремление к учительству, и это учительство порицает ап. Иаков.
Иак. 3,1: "Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению". Это вовсе не означает, что число учителей не должно увеличиваться. Нельзя, видимо, думать, что эти слова значат, что читатели послания представляют собой толпу, множество учителей. Слово "многие" относят именно к глаголу "делайтесь". Мысль, видимо, такая: не следует во множестве стремиться к учительству, а под "учительством" понимали споры о том, нужны ли дела при вере, или они излишни, т.е. эта глава связана непосредственно с предыдущей. Другие возражают, что "спорить о вере" и "учительствовать" – не одно и то же. Под "учительством" некоторые понимают "споры" в смысле "пересуды, осуждения". Но в таком случае ап. Павел порицал бы не только некоторых, но всех. Поэтому в целом, скорее всего, речь идет о тех, которые стремились быть наставниками других в христианской вере. Это, видимо, не были учители-пресвитеры, потому что немыслимо, чтобы все стремились к пресвитерству. Скорее всего, это были люди свободные, никем не уполномоченные, ибо в апостольской Церкви, кроме пресвитеров, мог выступить каждый, чувствующий себя способным учить (1Кор. 14,26). Толкователи добавляют, что, видимо, в иудео-христианских обществах, которым пишет св.ап. Иаков, стремление к свободному учительству было весьма развито. Каждый стремился научить другого, быть учителем, а не учеником. Некоторые видят в этом чуть ли не национальную черту иудеев.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.