Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 40

Кто исполнит весь закон, но согрешит неисполнением одной заповеди, тот повинен во всем законе. Эта общая виновность объясняется тем, что все заповеди произошли от одного законодателя и являются выражением одной воли, следовательно, исполнены одного Духа, поэтому обобщение: Дух, соединяющий все заповеди воедино, есть дух любви. Блаженный Феофилакт: любовь есть глава всего доброго, а где нет главы, там и всё остальное тело ничего не значит. Для примера и конкретного пояснения ап. Иаков избрал 2 заповеди: "не прелюбодействуй" и "не убей". Почему именно эти заповеди?

1. Это главные заповеди, за нарушение которых полагалась смерть.

2. 1-я заповедь указывается потому, что в нарушении ее обвиняются сами читатели (Иак. 4,4), а вторая потому – что имеет близкое отношение к заповеди о любви.

3. Обе заповеди говорят о любви ближнего, о любви к ближнему, и нарушение одной из них ясно говорит о нарушении любви вообще.

4. Эти заповеди избраны из числа заповедей о любви к ближнему, потому что они первые по порядку среди них. Заповеди даны в иной последовательности, чем они даны в масоретском тексте.

В любом случае, чем руководствовался ап. Иаков, судить трудно. Для него, видимо, было важно показать, что заповеди закона соединены одним Духом и исходят от одного источника.

12-13 стт.: "Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом".

Указывается характер отношения к ближнему. Если раньше он осудил лицеприятие (лицеприятие для возрожденного человека непригодно), апостол Иаков говорит здесь о законе любви как о законе свободы, и этот закон нетруден для исполнения. К исполнению этого закона должно подвигать и то соображение, что будущий Страшный Суд будет осуществляться по закону любви. Кто поступал с ближними не по любви, кто не творил милости, того ожидает суд без милости. Большинство считают, что речь идет о суде как процессе. Суд как таковой для каждого человека, если он чувствует вину, страшен, но для любящих и милосердных этого не должно быть: "и хвалится милость на суде" – т.е. милость одобряется на суде. Другие считают, что это внутреннее субъективное чувство, это торжество, радость на суде, это душевное состояние милосердного. Другое понимание: милосердный торжествует в виду суда – т.е. не боится суда. Милосердный радостно себя чувствует, несмотря на имеющий быть суд.

Начиная с 14 стиха, апостол Иаков касается очень важного пункта – учения об оправдании. Если он до сих пор говорил о лицеприятии, т.е. указал на некоторые негативные стороны жизни христиан, то с 14 стиха он развивает мысль об истинной вере с положительной стороны, он доказывает читателям, что истинная вера требует дел любви. Полагают, что среди иудео-христиан было широко распространено мнение, что теоретическая правая вера сама по себе спасает человека, ему не надо доказывать свою веру делами.

Вопрос о вере и добрых делах появляется тогда, когда рассматривается вопрос об оправдании и спасении человека. Этот вопрос – один из главных вопросов христианства. Православные, протестанты, католики – каждый со своей стороны подходил к пониманию этого вопроса. Нелишним будет напомнить себе оттенки понимания этого пункта.