Кто исполнит весь закон, но согрешит неисполнением одной заповеди, тот повинен во всем законе. Эта общая виновность объясняется тем, что все заповеди произошли от одного законодателя и являются выражением одной воли, следовательно, исполнены одного Духа, поэтому обобщение: Дух, соединяющий все заповеди воедино, есть дух любви. Блаженный Феофилакт: любовь есть глава всего доброго, а где нет главы, там и всё остальное тело ничего не значит. Для примера и конкретного пояснения ап. Иаков избрал 2 заповеди: "не прелюбодействуй" и "не убей". Почему именно эти заповеди?
1. Это главные заповеди, за нарушение которых полагалась смерть.
2. 1-я заповедь указывается потому, что в нарушении ее обвиняются сами читатели (Иак. 4,4), а вторая потому – что имеет близкое отношение к заповеди о любви.
3. Обе заповеди говорят о любви ближнего, о любви к ближнему, и нарушение одной из них ясно говорит о нарушении любви вообще.
4. Эти заповеди избраны из числа заповедей о любви к ближнему, потому что они первые по порядку среди них. Заповеди даны в иной последовательности, чем они даны в масоретском тексте.
В любом случае, чем руководствовался ап. Иаков, судить трудно. Для него, видимо, было важно показать, что заповеди закона соединены одним Духом и исходят от одного источника.
12-13 стт.: "Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом".
Указывается характер отношения к ближнему. Если раньше он осудил лицеприятие (лицеприятие для возрожденного человека непригодно), апостол Иаков говорит здесь о законе любви как о законе свободы, и этот закон нетруден для исполнения. К исполнению этого закона должно подвигать и то соображение, что будущий Страшный Суд будет осуществляться по закону любви. Кто поступал с ближними не по любви, кто не творил милости, того ожидает суд без милости. Большинство считают, что речь идет о суде как процессе. Суд как таковой для каждого человека, если он чувствует вину, страшен, но для любящих и милосердных этого не должно быть: "и хвалится милость на суде" – т.е. милость одобряется на суде. Другие считают, что это внутреннее субъективное чувство, это торжество, радость на суде, это душевное состояние милосердного. Другое понимание: милосердный торжествует в виду суда – т.е. не боится суда. Милосердный радостно себя чувствует, несмотря на имеющий быть суд.
Начиная с 14 стиха, апостол Иаков касается очень важного пункта – учения об оправдании. Если он до сих пор говорил о лицеприятии, т.е. указал на некоторые негативные стороны жизни христиан, то с 14 стиха он развивает мысль об истинной вере с положительной стороны, он доказывает читателям, что истинная вера требует дел любви. Полагают, что среди иудео-христиан было широко распространено мнение, что теоретическая правая вера сама по себе спасает человека, ему не надо доказывать свою веру делами.
Вопрос о вере и добрых делах появляется тогда, когда рассматривается вопрос об оправдании и спасении человека. Этот вопрос – один из главных вопросов христианства. Православные, протестанты, католики – каждый со своей стороны подходил к пониманию этого вопроса. Нелишним будет напомнить себе оттенки понимания этого пункта.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.