Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 35

Но этот же термин Библия употребляет, когда говорит о связи между Богом и человеком через Завет. На Завет Божий человек должен ответить привязанностью, послушанием. Некоторые ВЗ‑е пророки (Мих. 6,8) связывают благочестие с правдой, любовью и даже со смирением. Пророк Осия (6,6) даже был вынужден сказать, что благочестие заключается не в обрядах, а в любви, которая, по его словам, неотделима от справедливости (Ос. 12,6), от верности закону (Ос. 2,21). Блаженный Иероним говорит (9,24), что Бог являет себя людям как образ благочестия. Благочестие подрывается, когда бедные угнетаемы, и правда попрана (Мих.; Ис.57; Пс.11). По Псалтири, богопочитание (речь идет о прославлении Бога, о воздаянии хвалы ему) угодно только тогда, когда оно сочетается с верностью, с праведностью. Т.е. ВЗ‑й человек не отделял внешнее поклонение Богу от дел милосердия. В Маккавейскую эпоху именно библейским хеседом руководились. Отсюда – "хасиды" – благочестивые – которые вели борьбу за свою веру и за своё благочестие. По пророку Исаии (11,2), благочестие присуще Мессии, и в некоторых местах, когда употребляется слово "святой", то можно переводить и как "благочестивый". Когда, по Иоанну Богослову, Христос исполняет волю Бога-Отца, Он воздает Ему совершенное благочестие. Апостол Павел тайну Христа называет "тайной благочестия" (1Тим. 3,16), т.е. это тайна любви к Богу и благочестивое на этом основание жизни. И Мессия является источником благочестия.

Говоря непосредственно о христианском благочестии, можно вспомнить книгу Деяний: благочестивые, которые пришли на праздник Пятидесятницы 2,25, сотник Корнилий, Аннания благочестив, христиане, пришедшие похоронить Стефана. По ап. Павлу, праведность благочестивых – это праведность веры, действующей любовью (Гал. 5,6). Вот, видимо, суть благочестия обновленного, нового человека. Этому благочестию ап. Павел противопоставляет некие ложные тщетные упражнения, он их называет "человеческим благочестием". По словам ап. Павла, благочестие, которое сорастворяется верой и любовью, необходимо каждому христианину (Тит. 2,12). Благочестивому, по ап. Павлу и ап. Петру (2Пет. 1,6), присущи 2 черты: 1. свобода от сребролюбия в противовес ложному алчному благочестию; 2. истинное благочестие переносит все гонения, и истинному благочестивому обещана помощь во всех испытаниях его жизни.

Поэтому можно говорить, что термин "благочестие" в итоге означает истинную христианскую жизнь со всеми присущими ей требованиями.

В этом же стихе апостол Иаков затрагивает вопрос соотношения истинного благочестия и человеческого языка. Апостол Иаков воспитан на библейском мировоззрении, и он знал, что по Библии человеческий язык можно употребить и употреблять по-разному. Ещё книга Притчей говорила: смерть и жизнь во власти языка (18,21). Он может быть и хорошим, и порочным, от него может быть и ложь, и фальшь, клевета, злословие и т.п. Псалтирь нераз говорила на эту тему. Пс. 79,4: язык – это змея, изощренная бритва (Пс.51,4); острый меч (Пс.56,5), убийственная стрела (Иер. 9,8). А Сирах спрашивал (19,17) своих современников: кто не погрешил языком своим? Он же говорит: Блажен, кто не погрешает языком (25,11). Язык праведного – это отборное серебро (Причт. 10,20), язык праведного проповедует правду и хвалу Богу (Пс. 34,28). По Библии, язык человеческий и уста его обнаруживают сердце человека. Дела его должны соответствовать его словам, и апостол Иаков здесь вместе с Иоанном Богословом (1Ин. 3,18) говорит: станем любить не словом или языком, но делом и истиной. Мы знаем, что в Библии имеется разнообразие языков, разнообразие культур. Библия рассматривает это, с одной стороны, как разнообразие человеческого богатства, но это также указывает на причину взаимного непонимания между людьми, на гордость людей, которые стали созидать свой град без Бога. Результат – смешение языков. Но это – ВЗ. Богословы добавляют, что явление 50‑цы (Деян.2) это разделение между людьми преодолевает. Дух Святой разделяется на огненные языки и нисходит на апостолов именно для того, чтобы благая весть была услышана на языках многих народов, поэтому можно говорить, что, если в ВЗ имело место разделение, то в НЗ будут люди примирены единым языком Святаго Духа – язык любви. Явление 50‑цы, связанное с говорением на разных языках, указывает, что Церковь с самого рождения своего носит вселенский характер, обращена к людям, говорящих на разных языках. Всяк язык будет исповедовать, что Иисус Христос есть Господь во славу Бога-Отца (Флп. 2,11).