Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 54

Продолжается мысль 19‑го стиха. Многие отвергают буквальный смысл, ибо тогда надо допустить, что ап. Павел перестал жить как отдельная личность. Это очень своеобразное выражение, это особенность ап. Павла – этими словами он обозначил, каким он стал после принятия учения Христа, после веры во Христа, когда он оставил ВЗ‑й обрядовый закон. У него появилась такая сильная вера, такое сильное стремление исполнять учение Христа и жить соответственно этому учению, что он как бы перестал уже жить, и Христос начал жить в нем. Слова ап. Павла появились не на пустом месте, Христос Сам говорил, что Он как бы вселяется в тех, кто верит в Него, воспринимает это учение, живет этим учением. Прощальная беседа – Он олицетворяет Себя с лозой, а верующих с ветвями этой лозы (Ин. 15,4‑5), а в беседе о небесном (евхаристическом) хлебе: "ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин. 6,56). Когда Христос вселяется в Своего последователя духовно, Он не уничтожает его личность, его особенность, а изменяет его, живет вместе с ним, помогает ему Своей благодатью.

Затем ап. Павел, чтобы, видимо, не поняли его слова превратно, что он перестал якобы жить отдельной личностью, добавляет: "А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня".

09.03.99

"Во плоти", а не "по плоти", а если бы "по плоти", то тогда он не живет духовной жизнью, а слова "во плоти" – т.е. живет, как человек, но человек просвещенный Христом, т.е. он подчеркивает, что, хотя Христос и живет в нем, он продолжает жить как отдельная личность. Нельзя говорить, что ап. Павел говорит только о себе, он и других призывал к подобной жизни. Еф. 5,2: "живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас" – предал не только за Павла, но и "за нас". Толкователи говорят, что, когда апостол пишет: живу верою в Сына Божия, он отмечает не только то, что имеет веру в Иисуса Христа, но и то, что живет сообразно его учению, и при этом приводит другие слова из послания к Галатам (5,6): "во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью", и везде подчеркивается, что любовь, по апостолу Павлу – это деятельная любовь.

21 стих: "Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер".

На этот стих смотрят как на заключение на учение ап. Павла оправданием не делами закона, а верой в Иисуса Христа. Но здесь апостол говорит не о вере, а о Божией благодати. Ап. Павел считает, что благодать, подобно вере, необходима для оправдания. Божия благодать есть сила, которая дается человеку для очищения грехов и для укрепления его духовной жизни. При сотворении первых людей Бог послал им свою благодать, они лишились её по своей собственной воле из-за грехопадения, и снова дается эта благодать после прихода Иисуса Христа через Его искупительную Жертву, и получают её после того, как поверят в Иисуса Христа и примут Крещение. Иоанн Богослов: "И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать" (Ин. 1,16), и ап. Павел не раз в своих посланиях говорит о Божией благодати. 1Кор. 15,10: "благодатию Божиею есмь то, что есмь"; Еф. 2,8: "благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар". Благодать необходима также, как и вера. Христиане иудейского происхождения, которые опять возвращались к ВЗ‑му закону, считая необходимым его исполнение, отвергали благодать. Ап. Павел говорит, что через исполнение закона нельзя получить оправдание, и очень сильно говорит: "Если законом оправдание, то Христос напрасно умер", т.е. если опять возвращаемся к ВЗ‑му закону, то напрасен был приход Христа, напрасно Его учение, Жертва.

9.  1Коринфянам 12,31 – 13,1-13

Многие называют это место гимном христианской любви.