Итак, нет сомнения, что вера для него, как и добрые дела, необходима, но, по мысли послания, сама вера недостаточна без добрых дел, она теряет свое значение, становится бессодержательной, такую веру могут иметь, пишет он, и бесы. О них говорится и в ВЗ, и в НЗ. В Гадаринской стране говорят Христу, что Христос пришел прежде времени мучить их. Это евангельское место, что бесы признавали Христа Сыном Божиим, продолжая оставаться в своей природе и даже в своих действиях.
Лк. 4,41: при захождении солнца... выходили также и бесы из многих, и с криком говорили: Ты – Христос, Сын Божий.
Итак, словами "бесы веруют и трепещут" Иаков выражает такую мысль: и бесы, когда совершают свои злые дела, следовательно, не имеют добрых дел, верят, т.е. признают, что есть один Бог. Но вера у них не является доброй, совершенной, она у них соединена с трепетом, со страхом – видимо, потому, что знают, что есть один Бог, который управляет и который будет их судить за их дела.
Некоторые даже полагают, что, может быть, во времена Иакова были иудео-христиане, которые продолжали делать зло, не стремились делать добро, но надеялись получить оправдание, и только через одну веру. Теоретически эта вера, может быть, правильна, но она – только принадлежность только разума, а не сердца и воли – отсюда трепет, т.е. отсутствие надежды на спасение.
20 ст.: "Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?".
Если желаешь, как бы говорит он подразумеваемому противнику, я приведу тебе доказательства: "Но хочешь ли знать, неосновательный человек?..", но пока он только обращается к нему с вопросом. Апостол Иаков называет своего противника в РБ "неосновательным" от греческого "кено,с" (прилагательное) – "пустой, суетный, неразумный, глупый, неспособный к размышлению". Т.е. он не обладает тем, чем должен обладать, т.е. не понимает той простой истины, что вера без дел бесполезна.
В целом полагают, что это ругательное слово может означать отсутствие истинного содержания жизни, полную праздность, пустоту верующего, неразумие того, кто гордится своей верой.
Некоторые толкователи полагают, что лучше переводить не "мертвая", а "бездеятельная, бесплодная" – бесплодность по отношению к спасению. Мысль такая: "такая вера бесполезна". Но во всех кодексах стоит греческое "мекра," – "мертвая". Он в трех местах называет ее "мертвой" (17, 20, 26 стихи).
21 ст. Чтобы убедить противника в необходимости добрых дел, в последующих словах он приводит доказательства – примеры из СП. Первый пример – Авраам. Авраам поверил Богу, и Бог умножит его потомство, как песок на берегу моря, и это вменилось ему в праведность. Среди добрых дел Авраама Иаков указывает в 21 стихе, видимо, на самое главное из них: согласие Авраама исполнить волю Божию и принести своего единственного сына в жертву. Но в 23 стихе ап. Иаков говорит об оправдании Авраама верой в Бога: "И исполнилось слово Писания: веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность".
В 21 стихе он называет Авраама "нашим отцом". Есть 2 подхода к толкованию: или он здесь выступает как иудей, или как христианин. Есть толкователи, которые замечают, что он выступает и как христианин по вере, и как иудей по плоти, поэтому Авраама называет отцом и по плоти, и по вере, по духу. От своей национальности он не отказывался, но истины он высказывает гораздо шире, чем до обращения в христианство.
Итак, в первых двух стихах он говорит вообще о делах Авраама, а во 2-й – о конкретном деле – возложении Исаака на жертвенник. По тексту, Авраам положил своего сына на жертвенник, однако, был остановлен Богом. Толкователи говорят, что в оригинале, может быть, сказано, что он только его приподнял.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.