Тогда большинство толкователей предлагают смысл: название Бога Отцом светил – это название Его Творцом самой чистой, благотворной световой стихии. Он – Творец доброго в мире, а не зла. Эти светила хотя и подвергаются переменам, для человека на земле они то являются, то исчезают, а то и помрачаются (затмение). Это. однако, не говорит, что в Боге – творце светил – имеются недостатки. Он чужд недостатков, в Нем не бывает перемен, говорит апостол Иаков, в Нем не бывает помрачения Его светлого существа. Экумений и блж. Феофилакт добавили: "В Боге нет и следа перемен" (русский перевод: нет изменений, ни тени перемен", т.е. Он всегда одинаково чист и светел). Неужели апостол Иаков как бы говорит, можно думать, что Бог является источником ко злу?
18 ст.: "Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий".
Бог ниспосылает только чистое и доброе, и читатели могут убедиться из своего опыта, они на себе испытали эти благодеяния. Главное благодеяние, о котором он здесь говорит – возрождение к новой жизни (Словом истины родил нас). В НЗ это встречается часто (у ап. Павла), и везде речь идет о возрождении человека силой евангельской истины. Правда, это не единственное толкование. Можно сказать, что 18 стих говорит о первоначальном творении человека, и тогда выражение "слово истины" понимается в смысле творческого слова, которым сотворен был мир. Это мнение поддерживают немногие толкователи, потому что и в ВЗ фраза "слово истины", как и в НЗ, обозначает Божественное Откровение, закон Божий, т.е. если им можно говорить о творении, то о творении через Откровение (на языке Евангелия – духовное возрождение).
10.11.98
Творение через откровение – возрождение.
"Начатки" – начальные плоды земли.
"Бекули,м" (евр.) – "родиться раньше других".
Начатки выбирали – лучшее из всего урожая. Язычники тоже делали так. Втор. 26,2: описание образа начатков. Приношение одного снопа ячменя на пасхальной недели; начатки жатвы пшеницы к 50-це – это день "первых плодов", выражение благодарности, как владыке природы. Это – ответ человека на щедрость Бога. Т.е. дар Божий вызывает благодарность и дар со стороны человека. Другая сторона этого образа – приношение Богу первых плодов. Посвящение Богу "начатков" освящает весь урожай. Эта символика из области земных благ переходит в область священную: освященная часть плода оказывает освящающее действие на всю массу (Иак. 1,18; Рим. 16,5 – о "первых обращенных"). Эти начатки НЗ сравниваются с ВЗ‑ми посвящениями Богу. Эти праведники участвуют в освящении остального мира. 1Кор. 15,20: Христос воскресает как "начаток", чтобы верующие последовали за ним. Тут налицо первоочередность и влияние. "Начатки духа" – по Рим, – этот дух направляет человека на обновление, а следовательно и на спасение. В ВЗ с начатками связывалась и десятина – сначала это совпадает, но "десятина" – в более поздних текстах фигурирует, а затем "десятина" – это налог в пользу духовенства (даже от стада, а не от растений).
Первенцы из животных и людей – частный случай закона о начатках. Первого животного приносили в жертву или выкупали, а человеческого ребенка посвящали Богу (закон против убиения); затем левиты заменили человеческих первенцев. Иакову была знакома мысль, что последователи Христа – это "новые первенцы". "Начаток" – по сравнению с другими НЗ местами, как носители новой жизни у Иакова, т.е. начало обновления всего мира, т.к. часть освящает целое. Общая мысль: если Бог сделал читателей Иакова. действительным началом обновления всего мира, то Бог не может мешать этому обновлению, искушая ко злу.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.