Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 28

Тогда большинство толкователей предлагают смысл: название Бога Отцом светил – это название Его Творцом самой чистой, благотворной световой стихии. Он – Творец доброго в мире, а не зла. Эти светила хотя и подвергаются переменам, для человека на земле они то являются, то исчезают, а то и помрачаются (затмение). Это. однако, не говорит, что в Боге – творце светил – имеются недостатки. Он чужд недостатков, в Нем не бывает перемен, говорит апостол Иаков, в Нем не бывает помрачения Его светлого существа. Экумений и блж. Феофилакт добавили: "В Боге нет и следа перемен" (русский перевод: нет изменений, ни тени перемен", т.е. Он всегда одинаково чист и светел). Неужели апостол Иаков как бы говорит, можно думать, что Бог является источником ко злу?

18 ст.: "Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий".

Бог ниспосылает только чистое и доброе, и читатели могут убедиться из своего опыта, они на себе испытали эти благодеяния. Главное благодеяние, о котором он здесь говорит – возрождение к новой жизни (Словом истины родил нас). В НЗ это встречается часто (у ап. Павла), и везде речь идет о возрождении человека силой евангельской истины. Правда, это не единственное толкование. Можно сказать, что 18 стих говорит о первоначальном творении человека, и тогда выражение "слово истины" понимается в смысле творческого слова, которым сотворен был мир. Это мнение поддерживают немногие толкователи, потому что и в ВЗ фраза "слово истины", как и в НЗ, обозначает Божественное Откровение, закон Божий, т.е. если им можно говорить о творении, то о творении через Откровение (на языке Евангелия – духовное возрождение).

10.11.98

Творение через откровение – возрождение.

"Начатки" – начальные плоды земли.

"Бекули,м" (евр.) – "родиться раньше других".

Начатки выбирали – лучшее из всего урожая. Язычники тоже делали так. Втор. 26,2: описание образа начатков. Приношение одного снопа ячменя на пасхальной недели; начатки жатвы пшеницы к 50-це – это день "первых плодов", выражение благодарности, как владыке природы. Это – ответ человека на щедрость Бога. Т.е. дар Божий вызывает благодарность и дар со стороны человека. Другая сторона этого образа – приношение Богу первых плодов. Посвящение Богу "начатков" освящает весь урожай. Эта символика из области земных благ переходит в область священную: освященная часть плода оказывает освящающее действие на всю массу (Иак. 1,18; Рим. 16,5 – о "первых обращенных"). Эти начатки НЗ сравниваются с ВЗ‑ми посвящениями Богу. Эти праведники участвуют в освящении остального мира. 1Кор. 15,20: Христос воскресает как "начаток", чтобы верующие последовали за ним. Тут налицо первоочередность и влияние. "Начатки духа" – по Рим, – этот дух направляет человека на обновление, а следовательно и на спасение. В ВЗ с начатками связывалась и десятина – сначала это совпадает, но "десятина" – в более поздних текстах фигурирует, а затем "десятина" – это налог в пользу духовенства (даже от стада, а не от растений).

Первенцы из животных и людей – частный случай закона о начатках. Первого животного приносили в жертву или выкупали, а человеческого ребенка посвящали Богу (закон против убиения); затем левиты заменили человеческих первенцев. Иакову была знакома мысль, что последователи Христа – это "новые первенцы". "Начаток" – по сравнению с другими НЗ местами, как носители новой жизни у Иакова, т.е. начало обновления всего мира, т.к. часть освящает целое. Общая мысль: если Бог сделал читателей Иакова. действительным началом обновления всего мира, то Бог не может мешать этому обновлению, искушая ко злу.