Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 20

1,2. "С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения". С этого стиха начинаются наставления ап. Иакова, связанные с испытаниями, которые переживали читатели его послания. Разные испытания, постигающие читателей, не должны их опечаливать. Наоборот, они должны считаться поводом ко всякой радости.

Еще в ВЗ: Иудифь 8,25 высказывается мысль, что за бедствия нужно благодарить Бога, как за благо.

2Макк. 6,12-17: проводится мысль, что наказания, чаще ниспосылаемые на израильский народ, чем на другие народы, являются знамением великого благодеяния.

Итак, сама по себе мысль известна, но она не столь решительно высказана, как у Иакова, который в данном случае говорит, как христианин. В его словах слышится отклик Нагорной проповеди, полагают толкователи: блажени есте егда поносят вам... (Мф. 5,11-12). Радость в испытаниях и бедствиях должна быть "Pa/san" в славянском: "всякая радость". Слово "всякий" допускает мысль о разнообразных радостях, христианская же радость должна быть низменна, поэтому другие переводят "весь" – в смысле "вся радость". Поэтому это выражение понимают как полная радость, радость без всяких недостатков. В русском переводе "с великой радостью", но по содержанию подходит иное понимание этого термина. Обычная радость христианина в странах рассеяния, вчерашнего иудея, ослаблялась различными бедствиями, поэтому считают, что естественнее всего апостолу Иакову было желать своим читателям не совершенной радости, а радости без примеси бытовой печали, одной только радости, т.е. слово "pa/san" толкуют в смысле "только", т.е. этот греческий термин поставлен для исключения из понятия радости всего того, что не является радостью: "считайте радостью только".

О каких испытаниях говорится в послании ап. Иакова. Это скорее всего внешнее положение читателей (бедность и богатство) и отсюда вытекавшие печали. О внешнем характере испытаний можно заключить на основании термина "впадать" – "впадать так, чтобы оно окружало павшего со всех сторон". Было много христиан, притесняемых богатыми (2,6; 5,1-6), которые нуждались в утешении, значит, под испытаниями в отношении к бедным (а большинство христиан состояло из бедных) разумелось их незавидное положение. Но по посланию видно, что были и богатые (1,12-13), значит, под испытаниями в отношении к ним разумеется их, но возможные последствия обладания богатством: возможно говорить о несправедливости, насилии, жестокости. В послании нет указаний, что под испытаниями нужно понимать преследование из-за веры, или же испытания, которым иудео-христиане подвергались вместе с иудеями, хотя такие толкования иногда можно встретить.

1,3: "зная, что испытание вашей веры производит терпение". Итак, испытание веры соделывает терпение, а в 4-м стихе он подчеркнет, что терпение приводит человека к совершенству. Некоторые вместо слово "испытание", "искушение" предлагают термин "испытанность, опытность". Оба эти термина переводят от греческого "doki,mion", а в некоторых кодексах "dokimw,n". Другой перевод "испытанность" имеет ввиду не само испытание, а результат испытания, т.е. термину придается не активное, а пассивное значение, т.е. вместо "испытание вашей веры" дают перевод "испытанная вера ваша". Филологи – это скорее процесс бедствия, а не его результат, ссылаются на Притчи 27,21, где слово "doki,mion" есть то, посредством чего испытывается и очищается золото и серебро – это огонь, жжение, а не результат жжения. По словам ап. Иакова, "doki,mion" производит терпение. Этот термин есть и в Рим. 5,4, где он говорит, что от "dokimh." происходит опытность. Итак, если этот термин производит терпение, то оно не может иметь значения "испытанность, опытность". Вообще, Иаков указывает на значение испытаний не в результате, а в самом их действии, и он это делает для того, чтобы сильнее расположить читателей к радостному перенесению бедствий. Всякое испытание, бедствие, по ап. Иакову, служит выработке терпения как добродетели. Как известно, терпение как таковое может иметь земной, временный, мирской характер, может преследовать своекорыстные цели, а может служить и высшим целям человеческой жизни. Эта мысль была известна и до христианства. Ещё Цицерон говорил, что терпение может иметь пользу, может преследовать, человек может его культивировать ради достижения каких-то почестей, оно может быть использовано ради нравственного совершенствования. В последнем смысле как добродетель и употребляет ап. Иаков этот термин.