Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 48

По мнению некоторых толкователей, ап. Иаков приводит второй пример, чтобы показать, что оправдание через веру и добрые дела могут достичь не только мужчины, но и женщины. Другие возражают, указывая, что Раав упоминается потому, что она занимала видное место в истории израильского народа. История этой женщины рассказана в книге Иисуса Навина, а, по родословной Христа по Матфею, она вышла замуж за Салмона, родила от него Вооза и т.о. вошла в число прародителей Давида и через него Христа.

Согласно одному древнему талмудическому преданию, в свое время Иисус Навин женился на Раав.

Раав названа блудницей, но есть среди толкователей некоторые, которые полагают, что она могла только в глазах народа считаться таковой на том только основании, что она содержала в Иерихоне странноприимный дом. По Библии, она совершила великий подвиг, спрятав соглядатаев, и этим она заняла видное место в истории израильского народа. Она стала героиней в глазах иудейского народа. Именно это имел ввиду апостол Иаков, когда говорит: "не делами ли оправдалась блудница Раав?".

Относительно веры в Бога этой женщины ап. Иаков не упоминает. Из рассказа Иисуса Навина можно сделать заключение, что она верила, потому что там есть фраза, что Господь Бог есть Бог на небе вверху и на земле внизу. Правда, там "Господь Бог ваш". Может быть, речь идет о вере, или просто утверждение, что это Господь Бог ваш. По Библии, она и её близкие родственники после покорения Иерихона входят в общество израильтян, поэтому думают, что она приняла полностью иудейскую веру, и добавляют, что Иаков имел ввиду и её веру.

В НЗ есть ещё одно упоминание в Евр. 11,31: "верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев и проводив их другим путем, не погибла с неверными". Т.е., с одной стороны, ап. Иаков обращает внимание на добрые дела Раав, и что она была оправдана через эти дела, а апостол Павел обращает внимание на веру Раав, благодаря которой она не погибла вместе с неверными. Говорят, что здесь, якобы, противоречие, но здесь, скорее всего, разные акценты, взаимное дополнение, ибо и по апостолу Павлу оправдание и спасение достигается верой и деятельной любовью.

Фраза "отпустила их другим путем", указывает на особую заботу Раав относительно соглядатаев. По тексту, она делает это очень быстро, как это было на самом деле, для нашей темы значения не имеет.

26 стих: "Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва".

Свои размышления ап. Иаков завершает таким сравнением – сравнивает отношение между верой и добрыми делами с отношением тела и духа. В этом сравнении он ставит веру на место тела (тело без духа), а добрые дела на место духа. Это обстоятельство смущало многих толкователей. По их мнению, всё должно было быть наоборот, ибо вера, как нечто духовное, соответствует духу и, наоборот, дела, как нечто видимое, соответствует телу. И тогда сравнение имело бы такой вид: "Как тело без духа мертво, так и дела без веры мертвы". Епископ Михаил (Лузин) пишет, что нет точного соответствия между членами сравнения. Без замены сравнения некоторые под словом "pneu,ma" (дух) понимают нечто телесное – именно процесс дыхания, а под делами нечто невидимое, например, любовь – на том основании, что греческое слово pneu,ma, кроме значения "дух" ещё означает "дыхание, веяние, дуновение". Но в нашей Библии, когда употребляется слово pneu,ma, то всегда это слово употребляется как "дух" или "душа", и любовь не может считаться за нечто видимое – проявления любви видимы. Даже высказывалось мнение, что, может быть, первоначально в греческом тексте вместо слово "pneu,ma" стояло греческое слово "ki,nhma", т.е. движение. Т.е. 2 слова "pneu,matoj" и "ki,nhmatoj" переписчики, якобы, могли перепутать, и при таком предположении эта фраза выглядела бы так: "как тело без движения мертво, так и вера без дел мертва".