Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 47

23 стих: "И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим"".

Эти слова являются повторением библейских слов Быт. 15,6. А почему Иаков говорит, что то, что Моисей писал об Аврааме, исполнилось? Когда оно исполнилось? Что означает слово "исполнилось"? Иногда говорят, что этот глагол употреблен в значении "подтвердилось, доказано", и, по этим экзегетам, Авраам был оправдан ещё тогда, когда поверил Богу, а добрые дела, которые он совершил позже, доказали, подтвердили действительность его оправдания. Буквально слова Моисея в нашем переводе: "Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность" (Быт. 15,6). Вопрос: было ли это оправдание полным? Если взять концепцию апостола Иакова, полное оправдание возможно при наличии добрых дел, а если эту мысль Иакова переносить на Авраама, Авраам получил полное оправдание, когда совершил добрые дела, они являются венцом.

Итак, словами "исполнилось слово Писания" подчеркнуто, что то, что писал Моисей об Аврааме, исполнилось. Скорее всего, Иаков думал, что Авраам получил оправдание, когда к своей вере добавил и добрые дела. Но, может быть, в 23 стихе речь идет о теоретической вере Авраама. Тогда, полагают толкователи, он будет противоречить предыдущим рассуждениям ап. Иакова. Толкователи дают такие толкования: ап. Иаков хотел сказать, что вера Авраама завершилась делами и особенно с готовностью его принести в жертву своего единственного сына она получила своё действительное исполнение. Авраам доказал свою веру делами. Если бы Авраам не доказал делом свою веру, тогда не исполнилось бы сказанное в Писании, т.е. вера Авраама не вменилась бы ему в праведность, если бы он не изъявил готовность принести в жертву своего единственного Сына. В конце стиха Иаков добавляет: "И Авраам наречен другом Божиим". Видимо, по мысли Иакова, он наречен другом Божиим как за свою веру, так и за свои добрые дела.

16.02.99

Что можно ставить на первое место в этой дружбе, любовь Бога к Аврааму или любовь Авраама к Богу? Нет смысла поднимать этот вопрос, когда известно, что Бог проявил любовь к человеку ещё при творении. Когда человек проявляет эту любовь к Богу, то уже как к Творцу. Т.е. фраза "друг Божий" в большей степени говорит об отношении Бога к Аврааму, чем об отношении Авраама к Богу, потому что, если даже возможно в какой-то степени сравнивать 2 стороны, то понятно, что одна преобладает. В то же время, фраза "друг" может обнимать обе стороны.

Иногда высказывалось мнение, что выражение "друг Божий" было заимствовано из апокрифической "Книги Юбилеев". В то же время, известно, что в 2Пар. 27 царь Иосафат называет Авраама другом Божиим. В Ис. 41,8 Бог называет Авраама "Моим другом", поэтому, скорее всего, именно из СП апостол Иаков заимствует это выражение.

Эта фраза в целом часто встречается в писаниях небиблейских: у раввинов, Филона Александрийского.

24 стих: "Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?"

В русском, церковно-славянском и других (Vulgata) этот стих носит вопросительную форму. К этому склоняются и некоторые толкователи. Другие рассматривают этот стих как заключение из сказанного в 21‑23 стихах, т.е. вывод из сказанного об оправдании Авраама – своеобразная сентенция. Поэтому, по мнению большинства, вопрос здесь излишен. Филологи добавляют, что славянский перевод "оправдаются" (Futurum) менее удачен, чем "оправдывается" (Praes.). Смысл всего стиха: что человек оправдывается не верой только, но совместно с делами. Т.е. в этом стихе ап. Иаков оставляет своего противника и обращается опять к читателям своего послания с заключением, что для оправдания и спасения необходима не только вера, но и добрые дела.

25 стих: "Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?"